
Музей-панорама «Бородинская битва»
Кутузовский проспект, д. 38, стр. 2
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. В Зеленом зале музея расположена черно-белая гравюра, на которой Наполеон Бонапарт изображен в коронационном костюме. Раньше французские монархи украшали свои одежды лилиями. Но Наполеон выбрал другой символ, означающей его трудолюбие и стремление к власти. Выберите и напишите, кто изображен на мантии Наполеона.
- А. Пчелы;
- Б. Бабочки;
- В. Жуки-скарабеи;
- Г. Муравьи.
2. В Зеленом зале музея в витрине представлена черно-белая гравюра, на которой изображена встреча Александра I и Наполеона Бонапарта. Запишите, в каком городе встретились русский и французский императоры для заключения мира в июне 1807 года, еще задолго до начала Отечественной войны.
3. На картине Виктора Мазуровского «Дело казаков Платова под Миром» изображена передовая часть наполеоновской армии при подходе к местечку Мир, где она встретила и атаковала небольшую русскую казачью заставу.
Рассмотрите флаги союзников, которые входили в состав Великой армии Наполеона. Определите и запишите, с каким войском столкнулись русские казаки.
Рассмотрите флаги союзников, которые входили в состав Великой армии Наполеона. Определите и запишите, с каким войском столкнулись русские казаки.
![]() | ![]() | ![]() |
Великое Герцогство Варшавское; | Королевство Саксония; | Королевство Италия. |
- А. Польскими уланами;
- Б. Саксонскими кирасирами;
- В. Итальянской гвардией.
4. Рассмотрите картины в Зеленом зале музея. Соотнесите между собой название живописного полотна и автора и запишите ответ в формате «буква — цифра».
А. Живой мост; Б. Бой за знамя; В. Оборона Смоленска; Г. Сражение под Полоцком. |
1. Ф.А. Чирка; 2. В.В. Мазуровский; 3. Ф.А. Рубо; 4. А.Ю. Аверьянов. |
5. На смотровой площадке панорамы «Бородинская битва» внимательно изучите предметный план перед живописным холстом и запишите утверждение, которое является неверным.
- А. Предметный план неразрывно связан с изображением на полотне, дополняет его, усиливает ощущение глубины пространства;
- Б. Трава, солома, кусты и даже целые деревья — все было подвергнуто специальной обработке, чтобы долго сохраняло свой естественный вид;
- В. Едва заметный снег на предметном плане создан из ваты, с сухой порошковой краской различных голубых, зеленых и охристых тонов с примесью мела;
- Г. Кусочки фольги или осколки елочных игрушек нужных цветов, масляная краска на лаке, специально освещенные, прекрасно имитируют тлеющие угли;
- Д. Для натурного плана часто используются подлинные предметы быта, вооружения и одежды эпохи, изображаемой на панораме.
6. На холсте панорамы «Бородинская битва» вы найдете изображения горящих изб, а на предметном плане — макеты разрушенных строений. Деревня небольшая — всего 25 дворов, но именно ее в штабе Петра Багратиона называли ключевым пунктом позиций левого крыла российской армии.
Запишите дословно название этой деревни, которую так близко к зрителям показал художник. Информационные экраны на смотровой площадке помогут вам сориентироваться.
Запишите дословно название этой деревни, которую так близко к зрителям показал художник. Информационные экраны на смотровой площадке помогут вам сориентироваться.
7. Местом для решающего сражения М.И. Кутузов выбрал поле близ села Бородино, потому что оно идеально подходило для оборонительного боя. Какая естественная преграда возникла на пути неприятельской армии при атаке на деревню Семёновское?
- А. Овраг, по дну которого течет ручей;
- Б. Холмистая местность;
- В. Дремучий бор;
- Г. Топкое болото.
8. Найдите в заключительном зале музея картину, сюжет которой описан Львом Николаевичем Толстым:
«В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами».
Запишите, где проходил этот военный совет.
«В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка оставалась на печи в большой избе. Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами».
Запишите, где проходил этот военный совет.
9. В Красном зале находится картина, на которой запечатлено трагическое событие, произошедшее с Великой армией Наполеона Бонапарта на переправе. Мосты, возведенные наспех, оказались непрочными. Один мост рушится, другой — горит. Приказ сжечь его Наполеон отдал сам, убедившись, что боеспособные части переправились на западный берег. На восточном берегу реки еще остаются раненые, измученные, потерявшие боеспособность и отставшие от своих частей солдаты. Напишите, как называется река, на которой терпит бедствие французская армия.
- А. Одер;
- Б. Десна;
- В. Березина;
- Г. Дон.
10. Расположите в правильной хронологической последовательности события заключительного этапа войны после Бородинского сражения, ориентируясь по картинам в Желтом и Красном залах музея. Выберите и запишите ответ.
А. Переправа французской армии через Березину; Б. Военный совет в Филях; В. Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным в 1812 году; Г. Сражение при Малоярославце; Д. Пожар Москвы. |
1. БВАДГ; 2. АБВГД; 3. АВГДБ; 4. БДГВА. |
Желаем удачи!