
ГБУК г. Москвы «Музейное объединение “Музей
Москвы”»
Отдел «Музей археологии Москвы»
г. Москва, Манежная площадь, дом 1а
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
Обратите внимание, что витрины в музее имеют буквенные обозначения.
ВЕРХНИЙ ЯРУС
1. Чуть более двух веков назад по центру Москвы протекала река Неглинная. Сейчас она убрана в подземный коллектор. А мост, построенный через эту реку, стал главным экспонатом нашего музея. Подойдите к макету Воскресенского моста и напишите, какие районы/территории Москвы он соединял.
ВЕРХНИЙ ЯРУС
1. Чуть более двух веков назад по центру Москвы протекала река Неглинная. Сейчас она убрана в подземный коллектор. А мост, построенный через эту реку, стал главным экспонатом нашего музея. Подойдите к макету Воскресенского моста и напишите, какие районы/территории Москвы он соединял.
2. Спуститесь по лестнице и подойдите к графической модели культурного слоя. Напишите, как называлась территория, где были проведены археологические раскопки — земля, примыкающая к дому или хозяйственным помещениям.
- А) Феод;
- Б) Латифундия;
- В) Огород;
- Г) Двор.
НИЖНИЙ ЯРУС
3. Подойдите к кладу копеек, расположенному в напольной витрине на нижнем ярусе. Сегодня копейка является самой мелкой монетой, а до Петра Первого она была самой крупной! Изучите цены на некоторые товары в России XVI века. Что можно было купить, согласно приведенной таблице, имея две копейки? В ответе напишите два разных наименования товара.
3. Подойдите к кладу копеек, расположенному в напольной витрине на нижнем ярусе. Сегодня копейка является самой мелкой монетой, а до Петра Первого она была самой крупной! Изучите цены на некоторые товары в России XVI века. Что можно было купить, согласно приведенной таблице, имея две копейки? В ответе напишите два разных наименования товара.
ОСНОВНОЙ ЗАЛ
4. Подойдите к витрине К и изучите вещи, изготовленные древними мастерами. Основываясь на этих изделиях, укажите, какие занятия были знакомы представителям дьяковской археологической культуры. Выпишите три варианта.
4. Подойдите к витрине К и изучите вещи, изготовленные древними мастерами. Основываясь на этих изделиях, укажите, какие занятия были знакомы представителям дьяковской археологической культуры. Выпишите три варианта.
- А) Изготовление ювелирных украшений;
- Б) Стеклоделие;
- В) Изготовление лепных сосудов;
- Г) Кузнечное производство;
- Д) Вышивка золотыми нитями.
5.
В витрине Л представлены предметы, найденные при раскопках славянских захоронений — курганов. Изучите экспонаты и решите кроссворд. В ответе запишите все пять отгаданных слов.

- По горизонтали:
- 1. Глиняное изделие, предназначенное для приготовления и хранения пищи.
- 2. Украшение, носимое на пальце.
- 4. Украшение, состоящее из нанизанных друг за другом элементов.
- По вертикали:
- 3. Железное приспособление для высекания огня.
- 4. Бронзовое шумящее округлое украшение.
6. Подойдите к витрине Б, где представлены находки раннесредневекового города. Одним из признаков возникновения города является наличие междугородней и международной торговли. Напишите название иностранного сосуда, в котором на территорию Москвы 800 лет назад могли привезти вино или масло из греческих земель. Фрагмент этой емкости представлен в витрине.
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
7. Археологам иногда попадаются клады — комплексы вещей, спрятанные в одном месте. Вместилищем клада могли быть различные предметы: кубышки — копилки с узким горлышком, кувшины, фляги и другие разнообразные сосуды, даже таз или бочка. В витрине Ф представлена еще одна необычная вещь, служившая и по прямому назначению, и как тайник. Напишите, в чем был спрятан клад серебряных монет.
7. Археологам иногда попадаются клады — комплексы вещей, спрятанные в одном месте. Вместилищем клада могли быть различные предметы: кубышки — копилки с узким горлышком, кувшины, фляги и другие разнообразные сосуды, даже таз или бочка. В витрине Ф представлена еще одна необычная вещь, служившая и по прямому назначению, и как тайник. Напишите, в чем был спрятан клад серебряных монет.
8. Рассмотрите витрину Х, где представлены предметы, служившие средневековым москвичам для забав на свежем воздухе. Многие из этих изделий владельцы изготавливали самостоятельно. Одна вещь осталась недоделанной. Напишите, заготовка какого спортивного инвентаря представлена в витрине.
- А) Саней;
- Б) Коньков;
- В) Лыж;
- Г) Мяча.
9. Рассмотрите предметы для активных уличных игр в витрине Щ. Для некогда популярной игры в бабки были необходимы сами бабки — надкопытные косточки, которые выставляли в ряд, а также бабка-битка — более тяжелая кость, которой выбивали остальные. Запишите, какой металл залит в представленные в витрине бабки для утяжеления.
10. В витрине Э представлены карточки от игры «Квартет». По правилам, было необходимо собрать четыре карты — сам квартет — определенной категории: «Фрукты», «Домашние животные», «Что любит публика» и другие. Набравший большее количество квартетов объявлялся победителем. Разгадайте ребусы и изучите карточки в витрине. Напишите, какое название растения НЕ требовалось для квартета «Полевые цветы».
![]() А) | ![]() Б) |
![]() В) | ![]() Г) |
Желаем удачи!