
Музей истории евреев в России
Петровско-разумовская аллея, дом. 10, к. 3
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1. Живя в многонациональной Российской империи, евреи впитывали многие традиции других народов. Это касалось и национальной кухни. В зале № 1 найдите сосуд, служивший для хранения очень известного и знакомого нам с детства блюда славянской кухни. Напишите его название.
2. Портреты известных раввинов и праведников были частью убранства традиционного еврейского дома. Некоторые портреты не только служили для оформления интерьера, но и считались оберегами. Найдите в одном из шкафов зала № 1 такой портрет. Напишите, от чего, вернее, от кого он защищал жилище.
3. Представьте, что вы поступаете в четвертый класс Полтавской еврейской гимназии им. С.М. Гуревича в 1900-ых годах. Какие предметы вам необходимо сдать? Выпишите их, обращая внимание на некоторые отличия в названиях привычных вам дисциплин. Ответить на этот вопрос вам поможет документ в зале № 3.
4. Вопрос о создании еврейского государства стоял остро с конца XIX века. Еврейские общины по всему миру собирали средства на освоение земли Израиля — исторической Палестины, входившей тогда в состав Османской империи. Многие благотворительные общества оказывали финансовую помощь будущим переселенцам и способствовали покупке участков для строительства и земледелия. В зале № 3 найдите соответствующий документ и заполните пропуски в его названии:
«СЧЕТ
________________, собранных в разных городах
накануне ___________ ____в 1907 году
в пользу Общества вспомоществования евреям _____________________ и
_________________ в Сирии и ___________________
на покупку ____________ в Палестине».
5. Четыре нитки жемчуга, бриллиантовые серьги и крупная брошь — эта дама принадлежала к известной и уважаемой еврейской семье. Найдите ее живописный портрет в зале № 5, прочтите подпись и выпишите, как уважительно называли ее деда, знаменитого раввина.
6.
В 1912–1914 годах еврейский художник, график и фотограф Соломон Юдовин участвовал в фольклорно-этнографических экспедициях. Сделанные им фотопортреты стали частью документации быта и обычаев евреев Черты оседлости, в том числе — зафиксировали занятия, которыми евреи зарабатывали себе на жизнь. Некоторые профессии к тому времени стали типичными для еврейских общин. Найдите одну из его работ в экспозиции (зал № 6; вам поможет фрагмент фотографии). Запишите в ответе:

- А) Представитель какой профессии изображен на фото?
- Б) Какую губернию посетила экспедиция в 1912 году?
7. Антиеврейские погромы были позорной страницей в истории многих стран, в том числе и Российской империи. В 1903 году ужасающий погром произошел в одном из крупных городов на юге империи. Найдите в зале № 9 картину, написанную по следам этого события. Запишите полное имя автора и место, где оно произошло.
8. Вопреки расхожему мнению евреи принимали участие во всех войнах Российской империи, исполняя свой гражданский долг. В исторической части экспозиции музея, в отдельной витрине зала № 9, представлен кофейник еврейского солдата, сделанный из артиллерийской гильзы. Напишите, свидетельством какой войны он является.
9. В зале № 10 нашего музея представлено довольно специфическое транспортное средство, которое, к сожалению, не получилось разместить в натуральную величину. Найдите его там и напишите, из какого овеянного мистикой региона оно к нам попало.
10. После Октябрьской революции 1917 года все ограничения на проживание и трудоустройство евреев ушли в прошлое, а на смену религиозным запретам пришли советские ценности, единые для всех граждан. Найдите в зале № 11 экспонаты, которые рассказывают о счастливой жизни евреев в колхозе, и внимательно рассмотрите фотографии. Как звали «Лучшую доярку колхоза "Икор"»? Впишите в ответ ее имя.
Желаем удачи!