
Экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня»
Государственного центрального музея современной
истории России
Москва, Большой Предтеченский пер-к, д. 4.
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. Изучите интерьер, прочитайте его описание и разгадайте кроссворд, чтобы узнать больше о владельце кабинета-приемной, хозяине крупной мануфактуры.
По горизонтали: 1. Кабинет управляющего украшает картина кисти выдающегося художника начала ХХ века Максимилиана __________. 2. Какую продукцию производили на Трехгорной мануфактуре?
По вертикали: 1. Эту фамилию носил владелец Трехгорной мануфактуры. 2. Письменный прибор в египетском стиле украшают фигуры этих мифологических животных.
По горизонтали: 1. Кабинет управляющего украшает картина кисти выдающегося художника начала ХХ века Максимилиана __________. 2. Какую продукцию производили на Трехгорной мануфактуре?
По вертикали: 1. Эту фамилию носил владелец Трехгорной мануфактуры. 2. Письменный прибор в египетском стиле украшают фигуры этих мифологических животных.
2. В этой комнате живет молодая девушка, ткачиха одной из фабрик Трехгорной мануфактуры. Она приехала в город на заработки с сундуком, в котором помещалось все ее скромное приданное. Теперь она трудится по 11,5 часов в сутки, снимает комнату вместе с подругами и надеется накопить денег, чтобы помочь родным.
Осмотрите интерьер, изучите список предметов и укажите, что отсутствует в экспозиции.
- А) Самовар;
- Б) Городской костюм, блузка и юбка;
- В) Стул в неоготическом стиле;
- Г) Лоскутное одеяло;
- Д) Швейная машинка;
- Е) Керосиновая лампа.
3. Коммунальными называют квартиры, где проживает несколько семей, каждая в своей комнате или нескольких комнатах. На общей кухне каждой из семей отведено свое место. Здесь не только готовят еду, но и стирают, кипятят и сушат белье, гладят одежду, выбирают квартуполномоченного и т.д.
Осмотрите интерьер кухни, прочтите описание и напишите, какие предметы использовались вместо стиральной машины и кухонной плиты.
Осмотрите интерьер кухни, прочтите описание и напишите, какие предметы использовались вместо стиральной машины и кухонной плиты.
4. Радио, начиная с 1920-х годов, прочно вошло в жизнь советских людей и долгое время оставалось одним из главных источников информации.
Изучите экспозицию первого этажа и выпишите названия не менее трех интерьеров, в которых есть радиоприемники или их изображения.
Изучите экспозицию первого этажа и выпишите названия не менее трех интерьеров, в которых есть радиоприемники или их изображения.
5. Поднимитесь на второй этаж. Вы окажетесь в подъезде типового пятиэтажного дома 1950-х годов. В эти годы в Советском Союзе появилась первая молодежная субкультура. Ее представители слушали джаз и зарождающийся рок-н-ролл, носили яркие наряды и танцевали необычные танцы.
Изучите интерьер и описание к нему и напишите, как называли представителей этой субкультуры.
Изучите интерьер и описание к нему и напишите, как называли представителей этой субкультуры.
6. В СССР 1950-е годы ознаменовались увлечением и успехами в точных науках, достижения которых повлияли на различные сферы жизни, в том числе на быт. В домашних библиотеках можно было встретить не только художественную, но и научную литературу. Осмотрите комнату в типовой квартире 1957–1970-х годов. Найдите книгу, посвященную одной из точных наук. Какой? Выберите верный вариант из предложенных.
- А) Органической химии;
- Б) Термодинамике;
- В) Кибернетике;
- Г) Квантовой физике.
7. Для общества СССР праздники и памятные даты, приуроченные к революционным событиям, были важным ритуалом в череде повседневной жизни. Не менее важными были дни рождения и смерти исторических деятелей. В 1970-е годы отмечались юбилеи участников революционных событий 1917 года. Осмотрите комнату в квартире типовой застройки в спальном районе 1970–1990-х годов и выберите, в память о юбилее какого исторического деятеля был создан предмет, присутствующий в интерьере. Выберите один из предложенных вариантов.
- А) М.И. Калинина (председатель Президиума Верховного Совета);
- Б) А.В. Луначарского (народный комиссар просвещения, один из создателей советской системы образования);
- В) Н.А. Семашко (врач, государственный и партийный деятель, руководитель первого в мире министерства здравоохранения);
- Г) В.И. Ленина (основатель советского государства, председатель первого советского правительства).
8. Во второй половине ХХ века советский человек мечтал не только полететь в космос, но и приобрести личный автомобиль. Из-за дефицита (нехватки) машин, всех желающих записывали в очередь, ждать которую можно было несколько лет.
Изучите материалы, предлагающиеся к описанию интерьера, и выясните, какую машину можно было купить в 1972 году на 5500 рублей.
Изучите материалы, предлагающиеся к описанию интерьера, и выясните, какую машину можно было купить в 1972 году на 5500 рублей.
9. В середине ХХ века в Советском Союзе стало широко распространяться такое явление, как дачи. Городским жителям выделялись участки земли для ведения сельского хозяйства (в первую очередь – садоводства) и строительства) легких щитовых домиков, в которых можно было жить в теплое время года. Довольно быстро для дачных домиков начали производить электрические товары, которые благодаря их компактности можно было возить с собой и не чувствовать себя за пределами города оторванным от цивилизации. Осмотрите интерьер и выпишите названия не менее трех таких товаров.
10. Конец ХХ и начало XXI века сильно изменили повседневную жизнь миллионов людей. Мультиварки, роботы-пылесосы, многофункциональные кухонные комбайны сделали легче домашние хлопоты. А с развитием Интернета у многих появилась возможность учиться, работать, заказывать продукты, вещи и услуги не выходя из дома.
В интерьере «Квартира в таунхаусе» находится предмет, который дает возможность делать все вышеперечисленное и еще играть. Напишите его название.
В интерьере «Квартира в таунхаусе» находится предмет, который дает возможность делать все вышеперечисленное и еще играть. Напишите его название.
Желаем удачи!