
Экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня»
Государственного центрального музея современной
истории России
Москва, Большой Предтеченский пер-к, д. 4.
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1. Начало XX века было временем усиления революционной пропаганды, порой пропагандисты использовали бытовые предметы для передачи листовок или сообщений, например, коробки для чая.
Осмотрите полки в комнате работницы Трехгорной мануфактуры. Найдите жестяную чайную коробочку. На ней есть изображение одного из самых известных культурных учреждений страны. О каком упреждении идет речь? Выберите верный вариант из предложенных.
- А) Большом театре;
- Б) Третьяковской галерее;
- В) Императорском российском историческом музее им. Александра III;
- Г) Оружейной палате.
2. Фабриканты и промышленники часто выступали меценатами для художников и коллекционировали произведения искусства. Осмотрите экспозицию «Кабинет-приемная управляющего фабрики», познакомьтесь с ее описанием. Среди предметов искусства, размещенных в интерьере, есть офорт — это один из видов гравюры, чтобы его получить, изображение наносят на металл с помощью печатной формы. Слово «офорт» пришло в русский язык из французского. Оно состоит из двух частей: eau — «вода» — и forte — «крепкий».
В ответе запишите полное имя и фамилию автора.
3. Осмотрите экспозицию 1900-х годов. В начале XX века театр-кабаре был необычайно популярной формой развлечения, которая была доступна относительно широкой публике по демократичной цене. Найдите в экспозиции афишу коллектива «Дом интермедия». Какие представления он предлагал? В ответе запишите название не менее двух спектаклей.
4. В первые годы советской власти большую роль для человека играло его социальное происхождение — классовая принадлежность. В зависимости от нее определялись политические права, возможность занимать определенную должность в советском управленческом аппарате, размер продовольствия и многое другое.
Осмотрите плакаты у интерьера комнаты военного коммунизма, на фоне каждого из персонажей плакатов изображены объекты, подчеркивающие социально-экономическую роль лидирующей общественной группы (класса). Рассмотрев эти объекты, ответьте на вопрос: о какой общественной группе (классе) идет речь? Выберите верный вариант из предложенных.
Осмотрите плакаты у интерьера комнаты военного коммунизма, на фоне каждого из персонажей плакатов изображены объекты, подчеркивающие социально-экономическую роль лидирующей общественной группы (класса). Рассмотрев эти объекты, ответьте на вопрос: о какой общественной группе (классе) идет речь? Выберите верный вариант из предложенных.
- А) Заводские рабочие (пролетариат);
- Б) Крестьяне (сельские жители);
- В) Ученые;
- Г) Политики.
5. В 1917 году в России официально перестали существовать сословия — социальные группы, юридически закреплявшие за своими членами определенные права и обязанности. В Российской империи самым многочисленным сословием были крестьяне, которых советская власть старалась перевоспитать для последующей технической и социальной модернизации страны, в том числе повысить уровень грамотности среди крестьян.
Осмотрите интерьеры экспозиции 1920–1940-х годов и обратите внимание на плакаты. На одном из них запечатлен крестьянин в традиционной для этого сословия одежде, а также лозунг, мотивирующий крестьян получать образование. Какой лозунг написан на плакате?
Осмотрите интерьеры экспозиции 1920–1940-х годов и обратите внимание на плакаты. На одном из них запечатлен крестьянин в традиционной для этого сословия одежде, а также лозунг, мотивирующий крестьян получать образование. Какой лозунг написан на плакате?
6. Скауты — детская и юношеская воспитательная и патриотическая организация, созданная в России в 1909 году по примеру других стран.
В советский период с 1922 года существовала Всесоюзная пионерская организация. Во многих отношениях она была наследником скаутского движения, переняв от него структуру и символы. Однако в политическом смысле скаутское движение оказалось неприемлемым для советской власти, а старые символы необходимо было отбросить или наполнить новым содержанием.
Осмотрите пионерскую комнату 1930-х годов, ознакомьтесь с описанием. Укажите предметы и символы, схожие у скаутов и пионеров, которые присутствуют в пионерской комнате. Выберите два варианта из предложенных.
Осмотрите пионерскую комнату 1930-х годов, ознакомьтесь с описанием. Укажите предметы и символы, схожие у скаутов и пионеров, которые присутствуют в пионерской комнате. Выберите два варианта из предложенных.
- А) Знамя с девизом «Будь готов!»;
- Б) Лилия, изображенная на зажиме для галстука. Лилия — отличительный знак скаутинга, сходная с теми, что изображали на морских картах для обозначения четырех сторон света;
- В) Широкополая шляпа — распространенная форма головных уборов у скаутов;
- Г) Галстук — три конца галстука пионеров символизировали преемственность пионеров, комсомольцев и коммунистов, а у скаутов обозначали верность Богу, Родине и чести.
7. Спуститесь в цоколь, взгляните на картину, на которой изображен выдающийся российский и советский писатель, политический деятель Максим Горький (1868–1936). Сюжет картины повествует о возвращении Максима Горького в Россию после семи лет эмиграции: в мае 1928 года Горький по приглашению советского правительства вернулся на родину, и во время пребывания в СССР посетил фабрику «Трехгорная мануфактура». На выступлении перед коллективом писатель произнес речь, посвященную его впечатлениям о возвращении домой.
Ознакомьтесь с описанием картины и ответьте на вопрос: какая знаменательная дата пришлась на год возвращения писателя в Советскую Россию?
Ознакомьтесь с описанием картины и ответьте на вопрос: какая знаменательная дата пришлась на год возвращения писателя в Советскую Россию?
8. 1960-е годы — время расцвета жанра кинокомедии, а признанным ее мастером был Леонид Гайдай. Фразы из его фильмов стали афоризмами для жителей СССР на долгие годы. Осмотрите пространство летнего кинотеатра в экспозиции 1950–1960-х годов и найдите афиши кинофильмов, сценаристом которых выступил Гайдай. В ответе запишите названия не менее двух фильмов.
9. Осмотрите информационный киоск у входа в зал диорамы после начала Декабрьского вооруженного восстания 1905 года в Москве в городе прекратился выпуск всех газет, кроме той, что выпускалась руководящим органом восстания. О какой газете идет речь?
10. Несмотря на политические потрясения 1905 года, Москва большую часть времени продолжала жить повседневной жизнью: работал общественный транспорт, магазины, рестораны и театры. Во время Декабрьского вооруженного восстания его участники использовали для строительства баррикад все, что попадалось под руку: ворота дворов, телеграфные столбы и театральные тумбы, на которых еще остались афиши недавних спектаклей. Осмотрите диораму, найдите театральную тумбу и афиши на ней. В ответе напишите название как минимум одного спектакля.
Желаем удачи!