
Музей железнодорожного транспорта Московской
железной дороги
г. Москва, ул.Кожевническая, д.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. В холле найдите макет вокзала. Над входом в вокзал и над каждой платформой находятся часы — важный элемент точности железных дорог. Запишите, сколько времени на часах.
2. В витрине верхнего этажа представлены ременные пряжки железнодорожной униформы. На каждой из представленных пряжек нанесена аббревиатура железной дороги, на которой работал служащий. Изучите пряжки, запишите, какими заглавными буквами обозначены указанные железные дороги (в ответе запишите номер и аббревиатуру):
- 1) Московско — Киево — Воронежская — __________;
- 2) Николаевская — __________;
- 3) Московско-Курская и Нижегородская — __________;
- 4) Московско-Брестская — __________;
- 5) Рязанско-Уральская — __________.
3. Первой в России открылась Царскосельская железная дорога. Найдите в первой витрине верхнего зала музея отчет о работе этой железной дороги, прочтите полное название и найдите слово, чье написание отличается от современного в двух буквах. Запишите его современное написание.
4. В нижнем зале представлена модель грузового вагона. Сколько тонн составляет грузоподъемность данной модели?
5. В витрине верхнего зала музея представлены различные сигнальные устройства, применяемые на железной дороге как в старину, так и сейчас. Все сигналы делятся на два вида — звуковые и видимые. Найдите ручное устройство, которым можно подать звуковой сигнал в виде гудков. Запишите его название.
6. В музее в верхнем зале у макета путевых работ представлена коллекция рельсов, на каждом есть клеймо с указанием места и времени производства рельса. Рассмотрите внимательно клейма рельсов. Из двух образцов, произведенных на Демидовских заводах, найдите самый старый и запишите год его производства.
7.
Долгое время по выпушкам (окантовкам) на рукавах, петлицах и фуражках различали железнодорожные службы, где работал человек; всего их было четыре.

- А) Служба пути отвечала за дорожное хозяйство. Работники на форме имели зеленый кант;
- Б) Служба тяги отвечала за локомотивное хозяйство. Работники на форме имели голубой кант;
- В) Служба движения отвечала за графики движения поездов, организацию работы станций. Работники на форме имели малиновый кант;
- Г) Служба телеграфа и сигналов отвечала за передачу информации. Работники на форме имели желтый кант.
8. В нижнем зале музея найдите витрину, на которой представлены профессиональные знаки отличия. Найдите, на каких знаках изображены паровозы. Напишите названия этих знаков.
9. Как называется газета железнодорожников, размещенная в витрине верхнего зала музея? Какому событию посвящен представленный номер газеты?
10. Главным экспонатом музея является паровоз с тендером У-127, построенный в 1910 году. Форма тендера паровоза может подсказать, какое топливо использовалось для локомотива.
Внимательно посмотрите на паровоз У-127 и определите, какое топливо использовалось для этой машины: дрова, нефть или уголь.
![]() | ![]() | ![]() |
1) Рисунок 1. Тендер для нефти; | 2) Рисунок 2. Тендер для угля; | 3) Рисунок 3. Тендер для дров. |
Желаем удачи!