1. На первом этаже в белом зале, посвященном семье Ф.М. Достоевского, вы знакомитесь с братьями и сестрами писателя. Старший брат был для Федора самым близким человеком, другом, собеседником, а впоследствии тоже стал писателем. Изучив экспозицию, напишите его имя.
2. Желтый зал на первом этаже — «рабочая зала»; здесь дети занимались уроками. На левом ломберном столе вы можете увидеть учебные пособия начала XIX века, в том числе — учебник по одному древнему языку. Во времена Ф.М. Достоевского его обязательно изучали в гимназиях и пансионах. Напишите, какой это язык.
3. Несмотря на желание стать писателем, Ф.М. Достоевский следовал решению отца и получал образование в другой области и около года прослужил по профессии. Изучите экспозицию музея, представленную на втором этаже. Напишите, какую специальность имел Достоевский по образованию.
4. На втором этаже в зале, посвященном раннему творчеству Ф.М. Достоевского, вы можете увидеть портреты писателей и критиков, окружавших Достоевского в 1840-е годы. Внимательно рассмотрите представленные портреты и запишите фамилии изображенных на них литераторов (не менее трех).
5. За участие в деле петрашевцев Ф.М. Достоевский был сослан на каторгу в Омский острог. Здешним арестантам было разрешено читать религиозную литературу, а благодаря подарку Н.Д. Фонвизиной и П.Е. Анненковой у писателя была и своя книга, которую он постоянно перечитывал. В центре зала, посвященного делу петрашевцев, вы можете увидеть эту книгу. Найдите ее и напишите название.
6. Омский острог, куда был сослан писатель на каторгу, называли «мертвым домом». После возвращения из ссылки Ф.М. Достоевский создал произведение, в котором подробно описал это место. В зале, посвященном 1860-м годам в жизни писателя, вы можете увидеть издание с этой повестью. Напишите ее название.
7. На втором этаже музея вы найдете зал, в котором на стенах помещен полный текст романа «Преступление и наказание»: страницы из журнала «Русский вестник», где публиковался роман. Журнал выходил шесть раз в год, и Достоевский писал роман частями, отсылая рукопись нужного объема к выпуску нового номера. В письмах Достоевского мы узнаем о его писательской нагрузке: «Работаю я дни и ночи, и все-таки работаю мало. По расчету выходит, что каждый месяц мне надо доставить в „Русский вестник“ до 6-ти печатных листов». Печатный лист — это 16 страниц (таких, как на стенах в зале). Познакомьтесь с экспозицией и посчитайте, сколько примерно страниц в день нужно было писать Достоевскому, чтобы успевать к выходу журнала.
8. На втором этаже музея расположен зал, посвященный романам «Идиот» и «Бесы». Главный герой романа «Идиот» задуман писателем как «положительно прекрасный человек». Подобно Христу, он желает прежде всего спасти других. В зале вы видите два изображения Христа. Рассмотрите их и напишите названия этих произведений.
9. На втором этаже в конце коридора (слева, на вертикальной витрине) представлены открытки с репродукциями картин, которые особенно ценил писатель. Некоторые полотна упоминаются в его произведениях. Например, об одной из картин в романе «Подросток» говорится так: «...время как бы перешло за три тысячи лет назад; голубые, ласковые волны, острова и скалы, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце — словами не передашь». Найдите открытку с упомянутой репродукцией и напишите:
10. На втором этаже в последнем зале вы увидите фотографии с изображением первого музея, посвященного жизни и творчеству писателя. Музей был создан в конце XIX века и располагался в здании московского Исторического музея. В нем были рукописи, письма, записные книжки, личные вещи писателя. Кто передал в музей собрание этих вещей? Напишите фамилию, имя и кем этот человек приходился писателю.
Желаем удачи!