
Школьный музей космонавтики им. Г.С.Титова
Школа № 922
ул. Молостовых, д. 10Б, ГБОУ Школа № 922 (здание 2)
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Школьный музей космонавтики им. Г.С. Титова был создан в 2001 году. Изучив информационный стенд справа от входа, напишите, кто был инициатором создания нашего музея.
2. Почти 65 лет назад был запущен Первый советский искусственный спутник Земли — первый спутник, созданный руками человека. Внутри его герметического корпуса были размещены: блок электрохимических источников тока; радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления, бортовая кабельная сеть. Найдите в экспозиции музея и напишите название элемента, без которого ИСЗ-1 не смог бы посылать сигналы на Землю.
3. Книга Ю.А. Гагарина «Дорога в космос» впервые была издана в Москве в 1961 году. В стеклянной витрине находится первое издание книги. На страницах 110–111 Юрий Алексеевич рассказывает о долгожданном знакомстве будущих космонавтов с С.П. Королёвым. Ни в этом эпизоде, ни в последующих главах Юрий Алексеевич не упоминает фамилию, имя или отчество главного конструктора. Напишите, почему.
Ответить на этот вопрос вам поможет предисловие книги серии «Великие умы России», представленной в соответствующем разделе экспозиции.
4.
Георгий Тимофеевич Береговой — летчик-космонавт, чей ратный подвиг во время Великой Отечественной войны Родина отметила званием Героя Советского Союза и другими высшими наградами. В 1972–1987 годах Георгий Тимофеевич — начальник Центра подготовки космонавтов. Первое издание его книги «Космос — землянам» находится в стеклянной витрине. Найдите в соответствующей главе книги и запишите название растений, которые первыми цвели в космосе. Также запишите, почему был выбран именно этот цветок.

5.
В нашем музее есть экспонаты и информационный стенд, рассказывающие о Валентине Петровиче Глушко — основоположнике отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, конструкторе ракетных двигателей и систем, установленных на боевых и космических ракетах-носителях, который, как и С.П. Королёв, работал в «шарашке» во время Великой Отечественной войны. Затем возглавлял НПО «Энергия». В 1970–1980-х годах он был генеральным конструктором многоразового ракетно-космического комплекса, совершившего единственный полет и ставшего самым масштабным космическим проектом в нашей истории. Изучив соответствующую экспозицию, напишите название комплекса и его элементов, представленных в нашем музее.

6. История космонавтики — это не только победы, но и трагедии. В Советском Союзе при выполнении космических полетов погибли четыре космонавта. Изучите соответствующий раздел экспозиции. В журнале «Российский космос» № 11(35) 2008 года прочитайте интервью с Борисом Ивановичем Сотниковым, возглавлявшим проектный отдел по «Бурану». Напишите, чем отличается наше отношение к пилоту в управлении кораблем от американского.
Убедительная просьба аккуратно обращаться с журналом. Он — музейный экспонат.
7. «Мир избавлен от американского атомного шантажа», — писали советские газеты в 1957 году. Ракетно-ядерное оружие неограниченного радиуса действия было создано и испытано в нашей стране. В экспозиции музея представлены экспонаты, рассказывающие о создателях этого оружия. Одним из них был Игорь Васильевич Курчатов (на фрагменте фото слева), возглавлявший советский атомный проект. Изучив фото в соответствующей экспозиции, напишите имя, отчество и фамилию руководителя второго коллектива.
8. Изображения поверхности земли, полученные со спутников, используются во многих отраслях хозяйства с 1970–1980-х годов. Найдите в альбоме, который представлен в экспозиции об искусственных спутниках Земли, фото Красноярского водохранилища. Изучите фото и напишите три отрасли промышленности и сельского хозяйства, в которых нашла применение эта фотография.
9. Скафандры служат для спасения космонавта от гибели в случае разгерметизации кабины во время взлета или спуска, изменения газового состава атмосферы космического корабля, при катапультировании, а также для работы в открытом космосе. Они носят гордые имена птиц: «Сокол», «Орлан», «Беркут». Найдите нагрузочный костюм для работы космонавтов на борту космических станций, представленный в нашем музее. Изучите описание его внутреннего устройства. Напишите название костюма. Также запишите, для кого могут быть полезны облегченные версии этого костюма на Земле.
10. Традиция «космических приветов» С.П. Королёву с околоземной орбиты была заложена Г.С. Титовым в 1961 году. Изучите тексты «космических приветов». Какая общая идея объединяет послания всех космонавтов?
Желаем удачи!