Зал искусства Афганистана (2 этаж)
1. В музее хранится музыкальный инструмент — сарод. Слово «сарод» примерно переводится как «красивый звук» или «мелодия». Представленный инструмент богато инкрустирован верблюжьей костью и медью. Нижняя часть корпуса сделана из большой круглой тыквы, затянутой кожей ягненка, верхняя часть — деревянная. Поверх костяной подставки к головке грифа протянуты струны. Ознакомьтесь с экспликациями (плакатами с текстами) на стенах зала и запишите, в виде головы какой птицы сделан гриф сарода.
Зал искусства Ирана (2 этаж)
2. Дервиш — слово иранского происхождения, означает «глубокое размышление». В Иране слово «дервиш» употреблялось в более узком смысле и означало нищего бродячего аскета-мистика, добровольно избравшего бедность. Основу учения дервишей составляет идея личного общения человека с Богом путем мистического экстаза от молчаливого созерцания и самоуглубления до общих молений вслух, сопровождавшихся пением, музыкой, ритуальными танцами. На путь дервишества вышли многие мусульманские поэты и философы, визири и султаны. Найдите миниатюру XIX века с изображением дервишей и запишите, с помощью какого действа они воздают молитву Богу.
3. Найдите кувшин, который состоит из двух частей, созданных в разные периоды времени и в разных местах. Металлические ручка, носик, горло и крышка сделаны в Иране в XIX веке. Откуда происходит тулово кувшина, изготовленное из фарфоровой вазы?
4. История пророка Юсуфа — в библейском варианте Иосифа — была популярна в исламском мире. Преданный завистливыми братьями и проданный в рабство, он попал в Египет. Благодаря своей мудрости пророк получил расположение фараона и занял высокий пост при дворе. Найдите по фрагменту часть панели с этим библейским сюжетом, на которой мастеру удалось передать атмосферу шумного базара, а главного героя Юсуфа изобразить с пламенеющим нимбом над головой. Как называются керамические плитки, из которых сделана часть панели с библейским сюжетом?
5. Высшей почестью, которой мог удостоиться военачальник за одержанную над врагом победу, было право праздновать триумф. Корни этого обычая уходят в давнее прошлое. В музее хранится ворсовый ковер XIX века с изображением рельефа на скале Бехистун, на котором персидский царь приказал запечатлеть себя, попирающим ногой мага-жреца. Перед ним девять побежденных вождей-мятежников, за спиной царя стоят копьеносец и лучник.
Прочитайте экспликацию к ковру и запишите, как звали великого персидского царя, чей триумф запечатлен на известном рельефе и на ковре в зале искусства Ирана.
Зал искусства Индии (2 этаж)
6. Ножи для разрезания бумаги появились в начале XIX века. Тогда еще не существовало гидравлического пресса, способного разрезать толщу книжных страниц. Поэтому сложенный несколько раз большой лист, вмещавший в себя до 20 страниц будущей книги, просто прошивался, присоединялся к другим — так составлялась книга, которая сразу же, без обрезки, шла на переплет. Открыть такую книгу и перелистнуть страницы невозможно было без предварительной разрезки. Найдите ажурный канцелярский нож и запишите, из какого материала он вырезан.
7. Найдите небольшой предмет в форме рога, целиком вырезанный из слоновой кости. Это изящное изделие крепили к поясу вместе с несколькими мешочками для пуль, а изображения многочисленных зверей говорит о том, что его использовали больше для охоты, чем для военных целей. Узнайте и запишите, как называется этот экспонат.
8. Важной статьей экспорта в Индии были особые шали. Изначально их делали для мужчин — в женском костюме они начали встречаться позднее. Техника изготовления шали очень трудоемка. В качестве сырья использовался только пух гималайских коз, который собирали с горных кустарников в период линьки, затем тщательно вычесывали и ткали очень тонкие нити на простой ручной прялке. В результате шали получались тонкими, но очень теплыми. Характерным признаком шалей считается их особый узор — растительный орнамент. В России его называют турецким огурцом. Найдите по узору шаль XIX века и укажите название индийского штата, где была изобретена технология ткачества из пуха горных коз.
 

Зал искусства Тибета (2 этаж)
9. В буддийских сутрах содержится рассказ «Пятнадцать чудес Будды Шакьямуни», посвященный удивительным явлениям, которые основатель буддизма продемонстрировал в одном древнем индийском городе. Вскоре после того, как Будда начал проповедовать свое учение, шесть монахов-аскетов возненавидели его и стали прилюдно насмехаться над Учителем. По просьбе своих учеников Будда решил посрамить неверующих аскетов, демонстрируя им по одному чуду в день. Найдите и рассмотрите живописный свиток — икону-танка, которая воплощает чудо, случившееся в городе на восьмой день, когда Будда прикоснулся правой рукой к своему трону и перед ним появилось пять свирепых чудовищ ракшасов, разрушивших сидения аскетов. Затем появилось в гневном обличии божество Ваджрапани. Ваджрапани занес над головами аскетов свое мистическое оружие, подобное молнии, — те в ужасе бежали и бросились в реку. В каком индийском городе совершал чудеса Будда Гаутама?
Зал искусства Бурятии (2 этаж)
10. Найдите деревянный цилиндрический барабан на вертикальной металлической оси. Внутрь барабана помещают туго свернутые длинные бумажные ленты со священными текстами. Буддисты верят, что вращение цилиндра передает благословение обитателям всех сфер бытия буддийского космоса, гармонизирует пространство, а также приумножает духовные заслуги верующего. Рассмотрите этот удивительный ритуальный атрибут, который придумали тибетские буддисты и запишите, как он называется.
Желаем удачи!