Передняя
1. Здесь, в главном доме старинной городской усадьбы, известной среди москвичей в первой половине XIX века как «Усадьба Талызина», прошли последние годы жизни Н.В. Гоголя.
Изучите материалы, представленные в передней, и запишите ответ на вопрос: кто пригласил Гоголя поселиться в этом доме, предоставив ему несколько комнат на 1 этаже, и в каком году это произошло?
2. В передней представлены два портрета Гоголя.
Изучите материалы, представленные в передней, и запишите ответ на вопрос: кто автор портрета, рассматривая который мы можем представить облик Гоголя того периода, когда он жил в этом доме (1848–1852 гг.)?
3. Темы путешествия и дороги представлены во многих произведениях Н.В. Гоголя, который и сам, можно сказать, почти половину своей жизни провел в странствиях. В письмах к друзьям он часто отмечал, что дорога положительно влияет на его здоровье, а пребывание в зарубежных странах оценивал как благоприятное условие для творчества.
Особое место среди путешествий писателя занимает Иерусалим. Там, в Святой земле, он надеялся найти духовную опору своим трудам. Друзья знали о его намерениях еще с начала 1840-х годов, когда Гоголь получил благословение на поездку от преосвященного Иннокентия, епископа Харьковского.
Изучите материалы, представленные в передней, и запишите ответ на вопрос: в каком году состоялось паломничество Гоголя ко Гробу Господню, которое он воспринимал как «важнейшее событие в своей жизни»?
Гостиная
4. Одним из экспонатов гостиной является камин. Камины на Руси впервые появились во времена царствования Петра Великого в начале XVIII века. Их оформление обычно включало высокое зеркало и каминную полку, на которой расставлялись скульптурные бюсты, вазы, часы, канделябры. В XIX веке открытый проем топки закрывали специальным экраном, который изготавливали из различных материалов, в том числе из металла.
Изучите описание экспонатов и ответьте на вопрос: с какой целью экран ставили перед камином?
5. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года в этой гостиной Н.В. Гоголем были сожжены рукописи, среди которых, возможно, были и главы второго тома поэмы «Мертвые души».
В котором часу это произошло?
Кабинет
6. В последнем пункте своего Завещания Гоголь просил современников в память о нем покупать гравюру «Преображение» работы художника Ф.И. Иордана, с которым общался в Риме: «…будет справедливей, если те, которые имеют достаток, станут вместо портрета моего покупать самый эстамп „Преображения Господня“, который, по признанию даже чужеземцев, есть венец гравировального дела и составляет славу русскую».
Найдите гравюру, изучите описание экспонатов и запишите ответ на вопрос: кто был автором оригинальной картины, с которой была сделана эта гравюра?
7. Еще во время учебы в нежинской Гимназии высших наук Гоголь увлекся творчеством этого поэта, а в мае 1831 года в Петербурге состоялось их личное знакомство. Известный поэт высоко оценил литературный талант молодого коллеги, когда в сентябре того же 1831 года были опубликованы гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Вот настоящая веселость, искренняя непринужденность, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..»
Многие произведения Гоголя были написаны в период их общения в Петербурге. Позже, в письме к Плетневу, Гоголь напишет: «Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою».
Изучите описание экспонатов, найдите в кабинете портрет того поэта, общение с которым было так важно для творчества Гоголя, и запишите его ФИО.
Зал «Ревизор»
8. Этот зал посвящен гоголевской комедии «Ревизор», которая неоднократно ставилась на сценах московских театров. Одна из картин представляет событие, состоявшееся здесь 5 ноября 1851 г.
Найдите эту картину, изучите описание и запишите, что здесь произошло 5 ноября 1851 г.
9. Найдите в зале портрет Гоголя, который был создан одним из актеров Александринского театра во время репетиции «Ревизора», по следующему описанию: «Невысокого роста, блондин, с тупеем, в золотых очках на длинном птичьем носу с прищуренными глазами и плотно сжатыми, как бы стиснутыми губами. Зеленый фрак с длинными фалдами и мелкими перламутровыми пуговицами, коричневые брюки и высокая шляпа-цилиндр, которую Гоголь то порывисто снимал, запуская пальцы в свой тупей, то вертел в руках, все это придавало фигуре великого писателя нечто карикатурное. Никто не догадывался, какой великий талант скрывался в этом слабом теле, какие страдания он испытывал, предугадывая, что ни актеры-исполнители, ни большинство публики не оценят и не поймут „Ревизора“ при его первом представлении…»
Изучите описание экспонатов и запишите ответ на вопрос: кто автор этого рисунка?
Комната памяти
10. Найдите посмертную маску Гоголя и запишите фамилию скульптора, который снял посмертную маску писателя.
Желаем удачи!