
Историческая площадка «Паровозное депо
Подмосковная»
Москва, 2-й Амбулаторный проезд, д. 8-А
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Вокзал. В зале истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги размещен портрет министра путей сообщения Российской империи. Этот министр путей сообщения происходил из древнего княжеского рода, был потомком Рюриковичей. Свою трудовую деятельность на железной дороге он начал с должности кочегара, потом машиниста паровоза, заместителя начальника службы подвижного состава. При нем развернули грандиозные строительные работы на Транссибирской магистрали и завершили постройку Байкальской железнодорожной паромной переправы.
Запишите фамилию, имя, отчество министра путей сообщения, чей портрет вы видите в зале.
2. Вокзал. В экспозиции вокзала в зале ожидания III класса размещена картина «Молебен на железнодорожной станции».
Запишите, в каком году и кем была написана эта картина.
3. Вокзал. В кабинете дежурного по станции изучите описание электрожезловой системы, которая использовалась для регулирования движения на одноколейных железных дорогах.
В каком случае допускается изъятие жезла из электрожезловой системы? В ответе запишите букву, соответствующую верному варианту.
- А) Достаточно было получить разрешение дежурного соседней станции;
- Б) При отсутствии одного жезла в аппарате;
- В) При четном количестве жезлов в аппарате и при согласии дежурного соседней станции на принятие поезда;
- Г) При наличии на перегоне другого поезда.
4. Водонапорная башня (второй зал). В водонапорной башне размещены предметы, обеспечивающие ее работу, а также электронные стенды с изображением различных водонапорных башен.
Ознакомьтесь с электронными стендами и соотнесите водонапорные башни и железнодорожные станции, на которых они расположены. В ответе запишите буквы (водонапорные башни) и соответствующие им цифры (названия железнодорожных станций).
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А) | Б) | В) | Г) | Д) |
- 1) Судженка;
- 2) Берикульская;
- 3) Павловскъ II;
- 4) Евсиново;
- 5) Пестово.
5. Водонапорная башня (второй зал). При строительстве водопроводов в разные годы использовали трубы из различных материалов.
Изучите этикетки и запишите, какие водопроводные трубы использовались в разные годы:
- А) 1897 год — _______________;
- Б) 1900 год — _______________.
6. Дом начальника станции. Рассмотрите китель начальника станции — на нем размещен памятный знак. Награжденный этим знаком железнодорожник имел право на дополнительную ежемесячную прибавку к пенсии.
Прочтите аннотацию и запишите название этого памятного знака.
7. Дом начальника станции. В 1722 году в России Петром I был введен документ — «Табель о рангах», который регулировал систему государственной службы. «Табелью о рангах» в Российской империи вводились 14 рангов (чинов, ступеней) для военной и гражданской службы, к которой позднее были отнесены и железнодорожные служащие.
Изучите аннотацию и запишите, какой чин, согласно «Табели о рангах», имел начальник станции.
8. Уличная площадка «Инфраструктура железной дороги начала XX века» (около макета паровоза Черепановых). На железнодорожных путях используют различные знаки, установленные для предупреждения поездной бригады об опасностях.
Изучите аннотацию и запишите, какой знак информирует машиниста о приближении к пешеходному настилу или мосту.
9. Паровозное депо (экспозиционный зал «Паровоз в разрезе»). В экспозиции на интерактивном стенде представлены выдающиеся конструкторы российских паровозов и легендарные машинисты.
Изучите информацию на стенде и запишите фамилии с инициалами, всех представленных выдающихся конструкторов российского паровозостроения.
10. Паровозное депо (экспозиционный зал «Паровоз в разрезе»). В экспозиционном зале на открытой витрине размещена колосниковая решетка (колосник). На паровозах серии Э колосниковая решетка (4,6 м2) по размерам была меньше, чем на паровозах серии ФД и ИС (7,4 м2), что позволило работать на этих паровозах женщинам.
Запишите, для чего нужна колосниковая решетка (колосник).
Желаем удачи!