
Коломенский краеведческий музей
г.о. Коломна, ул. Лажечникова, 15
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. На территории Подмосковья обитал свой вид мамонта — Маммутус примигениус, который вымер 10 тыс. лет назад. Он имел высоту 3-3,5 метра, был покрыт метровой шерстью (пухом, подшерстком и остевым волосом). Для человека мамонт был основным рационом питания. Внимательно рассмотрите вторую витрину первого этажа, прочтите этикетаж и запишите, какие костные останки мамонта археологи нашли в Коломне.
2. Город Коломна появился в XII (12-м) веке. Жившие здесь люди занимались сельским хозяйством, скотоводством, различными ремеслами и торговлей. Хорошо иллюстрирует Коломну XII (12-го) века картина художника А.М. Солодкова «Коломна в XII (12-м) веке», которая находится в экспозиции. Найдите эту картину, рассмотрите ее. Из какого материала был построен первый Коломенский кремль? Правильный ответ запишите цифрой.
- 1) Из кирпича;
- 2) Из дерева;
- 3) Из камня;
- 4) Из глины.
3. В первой витрине вы можете видеть бытовые деревянные изделия XII (12-го) века. Напишите, какой предмет из представленных упоминается в сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
4. В XIII (13-м) веке Коломна активно торговала со странами Востока. Мы отвозили туда мех, мед, воск, рыбу и оружие, а взамен привозили ткани, вина, золото, заморские яства и стекло. Стекло очень ценилось на Руси. Во второй витрине вы можете увидеть фрагменты стеклянных браслетов того времени. В Коломну такие браслеты привозили из двух городов! Внимательно изучите этикетаж, сопроводительные тексты и запишите название этих двух городов.
5. Коломна в XIV–XV (14-15) веках — это не только город, защищающий южные рубежи нашей страны от врагов, но и крупный богатый торговый город. В это время на Руси в таких городах процветала чеканка монет. Посмотрите на изображение, представленное ниже. Это первые коломенские монеты. Найдите витрину, в которой представлены данные монеты, изучите этикетаж и сопроводительные тексты и запишите название этих монет.
6. Что представлял из себя Коломенский кремль, можно увидеть, рассмотрев его схему. Найдите схему в экспозиции. Сколько башен было изначально в Коломенской крепости? А сколько осталось на сегодняшний день (помечены коричневым цветом)? Ответы запишите цифрами.
7. В XVI (16-м) веке врагам ни разу не удавалось взять ни осадой, ни приступом Коломенский кремль. У нас был свой секрет. В одной из башен на случай осады крепости был предусмотрен колодец. Отгадайте ребус и узнайте название башни. Теперь подойдите к макету Коломенского кремля (в центре зала). Внимательно изучите объекты макета. Найдите загаданную в ребусе башню. На берегу какой реки стояла эта башня? Напишите название реки в ответе.
8. В предыдущем вопросе вы выяснили, что Коломенская крепость была неприступная и враги так ни разу и не смогли взять ее силой, а вот хитростью — смогли. Перехитрила всех в XVII
(17-м) веке легендарная самозванка, которая хотела захватить власть в нашем государстве и притворилась царицей. В Москве сразу поняли, что она обманщица, и изгнали ее, а в Коломне поверили ей и приютили. Она же под покровом ночи тайно пустила в нашу крепость врагов. Так город пал впервые в истории. Посмотрите на представленные изображения в бланке заданий. На одном из них изображена эта лжецарица. Найдите в экспозиции ее портрет и запишите номер иллюстрации к вопросу, на которой она изображена, а также ее имя и фамилию.
(17-м) веке легендарная самозванка, которая хотела захватить власть в нашем государстве и притворилась царицей. В Москве сразу поняли, что она обманщица, и изгнали ее, а в Коломне поверили ей и приютили. Она же под покровом ночи тайно пустила в нашу крепость врагов. Так город пал впервые в истории. Посмотрите на представленные изображения в бланке заданий. На одном из них изображена эта лжецарица. Найдите в экспозиции ее портрет и запишите номер иллюстрации к вопросу, на которой она изображена, а также ее имя и фамилию.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
9. На фотографиях представлены фрагменты экспонатов, которые находятся в одном зале. Ваша задача — ориентируясь по изображениям, найти эти экспонаты и сопоставить номер изображения и букву с названием соответствующего экспоната. В ответе запишите пары цифр и букв (например: А — 1 и т.д.).
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
1) | 2) | 3) | 4) |
- 1) Портрет купчихи;
- 2) Изразец;
- 3) Картина Солодкова «Коломна в XVI веке»;
- 4) Блок-единорог.
10. Отгадайте ребус и найдите этот экспонат. Напишите год создания этого предмета.
Желаем удачи!