
Волоколамский кремль
Московская область, г. Волоколамск, ул. Горвал, д. 1
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1.
Разгадайте кроссворд и запишите ответы. Разгадав его, вы узнаете главное слово (под цифрой 1 по горизонтали), обозначающее процесс придания кому-то или чему-то более красивого, нарядного вида. В древности у славян эти предметы имели религиозный, магический смысл. Они надевались не только «для красоты», сколько в качестве амулета или священного талисмана. Все эти предметы находятся в экспозиции «Волоковой путь».

2. Славяне считали, что от опасностей, болезней и злых духов людей защищают обереги. По поверьям, мистической силой обладали предметы одежды, украшения, а также предметы быта. Предмет, представленный в экспозиции, носил в себе не только функцию груза для веретена и натяжения нити, но и использовался как амулет, чтобы отогнать злых духов и не дать запутать или порвать нить. Этот предмет имеет на одной стороне надпись «Чур мене», а на другой — имя владельца. О каком предмете идет речь? Напишите его название и имя владельца.
3. История Волока Ламского началась благодаря освоению славянами новых территорий. Основными торговыми путями в то время являлись реки. Чтобы попасть из одной реки в другую, выбирали место, где реки или их притоки располагались на небольшом расстоянии друг от друга. Ладьи разгружали и перетаскивали через водораздел. В экспозиции музея есть макет, показывающий, как это происходило. Напишите, как называлось место, где перетаскивали ладьи.
4. Во время потешных и культовых обрядов старославянское население использовало маски, хари и личины. Напишите, какому персонажу принадлежит маска, представленная в экспозиции.
Экспозиция в Никольском соборе, 2 этаж
5. В экспозиции музея представлен документ правителя Александра II, датированный 1861 годом, изменяющий жизнь простого люда. Напишите название документа и о каком событии в нем говорится.
5. В экспозиции музея представлен документ правителя Александра II, датированный 1861 годом, изменяющий жизнь простого люда. Напишите название документа и о каком событии в нем говорится.
6. В экспозиции музея представлен документ ратника 1-го разряда Егора Ильина за № 77 от 1899 года. Выберите из списка и напишите правильный ответ — название этого документа.
- А) Свидетельство о выполнении воинской повинности;
- Б) Приказ о выполнении воинских обязанностей;
- В) Указ об укреплении воинской дисциплины;
- Г) Приказ о включении в Именной список военнообязанных.
7. В экспозиции музея находится документ, принадлежавший ученику 4-го класса Волоколамского высшего начального училища М. Шелихову, за период учебы 1912–1913 годов. Напишите название документа и как он называется сейчас.
8. За время оккупации Волоколамского района почти все промышленные предприятия были разрушены. Потребовалось много времени и сил, чтобы восстановить, а затем и модернизировать производство. Изучив описание к витрине «Волоколамский край: страницы послевоенной жизни», напишите, какие предприятия не были реконструированы в 1940–1950-е годы.
- А) Льнозавод;
- Б) Молочный завод;
- В) Горно-обогатительный комбинат;
- Г) Кирпичный завод;
- Д) Хлебозавод;
- Е) Птицекомбинат.
9. После прихода к власти большевиков (октябрь 1917 года) многие люди, не согласные со сменой власти в стране, начали оказывать всевозможную помощь Деникину, Юденичу и другим царским генералам в борьбе с Советской властью. Поэтому Рабоче-Крестьянское Правительство принимает решение установить регулируемый законом контроль над некоторыми категориями граждан для выяснения их местопребывания и рода занятий. Так, 1-го октября 1919 года Волоколамский уездный Совдеп издает Декрет об обязательной регистрации. Данный документ представлен в экспозиции. Напишите, какие категории граждан, согласно документу, обязаны проходить регистрацию по месту пребывания.
- А) Солдаты и офицеры;
- Б) Помещики и капиталисты;
- В) Крестьяне и ремесленники;
- Г) Рабочие фабрик и заводов.
10. Волоколамск — один из городов Подмосковья, известный как съемочная площадка для ряда известных кинофильмов. Именно в нашем городе студент Всесоюзного государственного института кинематографии под руководством Михаила Ромма снял свой дипломный фильм. Фотографии, кадры из кинокартины представлены в экспозиции. Напишите название фильма и автора.
Желаем удачи!