
Центр славянской письменности «Слово»
Мира 119, ВДНХ, павильон 58 «Земледелие»
Вопросы очного тура
вопросы категории 1-2 класс

1. Письменность пришла на Русь в 988 году вместе с христианством. Поэтому первые книги были религиозного содержания. Многие из них были настоящими произведениями искусства. Они представлены в нашем музее как в виде копий, так и в электронном виде на интерактивных экранах. Найдите в этом разделе книгу, название которой связано со словом «чудо».
Информацию о книге можно найти в описании на интерактивной панели.
Напишите название книги.
Раздел «Берестяные грамоты»
2. Наши далекие предки писали друг другу послания на бересте. Перед вами – два экрана. На правом экране вы видите разные тексты берестяных грамот. Найдите на нем грамоту № 203. На этой грамоте ваш ровесник по имени Онфим, живший около 800 лет назад, записал просьбу. Отметьте, что просит Онфим.
2. Наши далекие предки писали друг другу послания на бересте. Перед вами – два экрана. На правом экране вы видите разные тексты берестяных грамот. Найдите на нем грамоту № 203. На этой грамоте ваш ровесник по имени Онфим, живший около 800 лет назад, записал просьбу. Отметьте, что просит Онфим.
- А) Подарок;
- Б) Защиту;
- В) Помощь;
- Г) Знания.

3. Монастыри на Руси, вплоть до появления книгопечатания, были центрами создания разных текстов: религиозных, светских, научных.
Чем писали монахи?
Этот предмет вы увидите в келье.
Напишите название этого предмета.
Раздел «Книгопечатание»
4. Изобретение печатного станка дало возможность избавиться от долгого и сложного переписывания книг. Их стали печатать. Книг стало много, и они стали доступными для большего числа читателей.
Познакомьтесь с пояснительными текстами на стене и напишите, что еще, помимо станка, было необходимо для книгопечатания и что стали производить на Руси только при Иване Грозном.
4. Изобретение печатного станка дало возможность избавиться от долгого и сложного переписывания книг. Их стали печатать. Книг стало много, и они стали доступными для большего числа читателей.
Познакомьтесь с пояснительными текстами на стене и напишите, что еще, помимо станка, было необходимо для книгопечатания и что стали производить на Руси только при Иване Грозном.
Раздел «Книгопечатание»
5. В этом разделе в витрине вы видите толстую старинную книгу, которая называется «Московская Библия». Присмотритесь внимательно и отметьте: какое существо изображено на развороте?
5. В этом разделе в витрине вы видите толстую старинную книгу, которая называется «Московская Библия». Присмотритесь внимательно и отметьте: какое существо изображено на развороте?
- А) Лев;
- Б) Двуглавый орел;
- В) Волк;
- Г) Медведь.
Раздел «Школьный класс»
6. Продолжая свой путь по нашему музею, вы попадете в школьный класс. За такими партами учились дети на протяжении многих веков.
Присядьте за первую парту, найдите азбуку начала прошлого века и прочитайте стих, который там напечатан.
Напишите продолжение строк:
«Автомобиль — __________,
А Азбука — _____________».
6. Продолжая свой путь по нашему музею, вы попадете в школьный класс. За такими партами учились дети на протяжении многих веков.
Присядьте за первую парту, найдите азбуку начала прошлого века и прочитайте стих, который там напечатан.
Напишите продолжение строк:
«Автомобиль — __________,
А Азбука — _____________».
Зал № 1, Линия времени
7. В первом зале одна из стен представляет собой «линию времени». На ней нанесены даты, связанные с важными событиями. Вспомните мальчика Онфима, с которым вы познакомились во время выполнения задания № 2, и найдите на «линии времени» 859 год. Это год основания города, в котором он жил.
Запишите название этого города.
7. В первом зале одна из стен представляет собой «линию времени». На ней нанесены даты, связанные с важными событиями. Вспомните мальчика Онфима, с которым вы познакомились во время выполнения задания № 2, и найдите на «линии времени» 859 год. Это год основания города, в котором он жил.
Запишите название этого города.

8. Теперь вы оказались во втором зале. Глаголица и кириллица, созданные братьями Кириллом и Мефодием и их учениками, использовались для создания письменных языков разных народов. Национальные письменности продолжают появляться и сейчас.
При входе в зал вы увидите на стене два древа алфавитов.
Найдите, какой алфавит появился самым первым на древе кириллицы (какая самая нижняя его ветвь). Напишите название этого алфавита.
Зал № 2, Линия времени
9. В зале № 2 на стене также есть «линия времени». Она рассказывает о том, как появились буквы и как менялось их начертание.
Найдите и запишите название самого первого почерка, которым пользовались на Руси. Информацию об этом почерке вы найдете между 900 годом и 1000 годом.
9. В зале № 2 на стене также есть «линия времени». Она рассказывает о том, как появились буквы и как менялось их начертание.
Найдите и запишите название самого первого почерка, которым пользовались на Руси. Информацию об этом почерке вы найдете между 900 годом и 1000 годом.
Зал № 2, Интерактивный алфавит
10. Напротив древа алфавитов вы увидите три интерактивных стола.
У нашего алфавита долгая и увлекательная история. Удивительно, но в Древней Руси числа записывали с помощью букв алфавита. Используя интерактивные столы, узнайте, каким числам соответствуют буквы имени вашего знакомого — маленького новгородца Онфима. Для этого нужно внимательно просмотреть историю каждой буквы — необходимая информация появится в самом конце.
Запишите для каждой буквы соответствующее число.
10. Напротив древа алфавитов вы увидите три интерактивных стола.
У нашего алфавита долгая и увлекательная история. Удивительно, но в Древней Руси числа записывали с помощью букв алфавита. Используя интерактивные столы, узнайте, каким числам соответствуют буквы имени вашего знакомого — маленького новгородца Онфима. Для этого нужно внимательно просмотреть историю каждой буквы — необходимая информация появится в самом конце.
Запишите для каждой буквы соответствующее число.
Желаем удачи!