Раздел «Храм»
1. Письменность пришла на Русь в 988 году вместе с христианством. Поэтому первые книги были религиозного содержания. Многие из них были настоящими произведениями искусства. Они представлены в нашем музее как в виде копий, так и в электронном виде на интерактивных экранах. Найдите в этом разделе книгу, название которой связано со словом «чудо».
Информацию о книге можно найти в описании на интерактивной панели.
Напишите название книги.
Раздел «Берестяные грамоты»
2. Наши далекие предки писали друг другу послания на бересте. Перед вами – два экрана. На правом экране вы видите разные тексты берестяных грамот. Найдите на нем грамоту № 203. На этой грамоте ваш ровесник по имени Онфим, живший около 800 лет назад, записал просьбу. Отметьте, что просит Онфим.
Раздел «Келья монаха»
3. Монастыри на Руси, вплоть до появления книгопечатания, были центрами создания разных текстов: религиозных, светских, научных.
Чем писали монахи?
Этот предмет вы увидите в келье.
Напишите название этого предмета.
Раздел «Книгопечатание»
4. Изобретение печатного станка дало возможность избавиться от долгого и сложного переписывания книг. Их стали печатать. Книг стало много, и они стали доступными для большего числа читателей.
Познакомьтесь с пояснительными текстами на стене и напишите, что еще, помимо станка, было необходимо для книгопечатания и что стали производить на Руси только при Иване Грозном.
Раздел «Книгопечатание»
5. В этом разделе в витрине вы видите толстую старинную книгу, которая называется «Московская Библия». Присмотритесь внимательно и отметьте: какое существо изображено на развороте?
Раздел «Школьный класс»
6. Продолжая свой путь по нашему музею, вы попадете в школьный класс. За такими партами учились дети на протяжении многих веков.
Присядьте за первую парту, найдите азбуку начала прошлого века и прочитайте стих, который там напечатан.
Напишите продолжение строк:
«Автомобиль — __________,
А Азбука — _____________».
Зал № 1, Линия времени
7. В первом зале одна из стен представляет собой «линию времени». На ней нанесены даты, связанные с важными событиями. Вспомните мальчика Онфима, с которым вы познакомились во время выполнения задания № 2, и найдите на «линии времени» 859 год. Это год основания города, в котором он жил.
Запишите название этого города.
Зал № 2, Древо алфавитов
8. Теперь вы оказались во втором зале. Глаголица и кириллица, созданные братьями Кириллом и Мефодием и их учениками, использовались для создания письменных языков разных народов. Национальные письменности продолжают появляться и сейчас.
При входе в зал вы увидите на стене два древа алфавитов.
Найдите, какой алфавит появился самым первым на древе кириллицы (какая самая нижняя его ветвь). Напишите название этого алфавита.
Зал № 2, Линия времени
9. В зале № 2 на стене также есть «линия времени». Она рассказывает о том, как появились буквы и как менялось их начертание.
Найдите и запишите название самого первого почерка, которым пользовались на Руси. Информацию об этом почерке вы найдете между 900 годом и 1000 годом.
 

Зал № 2, Интерактивный алфавит
10. Напротив древа алфавитов вы увидите три интерактивных стола.
У нашего алфавита долгая и увлекательная история. Удивительно, но в Древней Руси числа записывали с помощью букв алфавита. Используя интерактивные столы, узнайте, каким числам соответствуют буквы имени вашего знакомого — маленького новгородца Онфима. Для этого нужно внимательно просмотреть историю каждой буквы — необходимая информация появится в самом конце.
Запишите для каждой буквы соответствующее число.
Желаем удачи!