
Центр славянской письменности «Слово»
Мира 119, ВДНХ, павильон 58 «Земледелие»
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс

1. Письменность приходит на Русь с христианской верой в 988 году. Она быстро распространяется. Примеры письменности мы находим не только в рукописных книгах и летописях, но и на стенах храмов. В разделе «Храм» на стене, которая перед вами, вы видите процарапанные буквы, слова, символы.
Запишите, как называются такие надписи. Ответ вы найдете слева от «золотых ворот», в пояснительном тексте под цифрой «5».
Раздел «Берестяные грамоты»
2. Наши далекие предки писали друг другу бытовые послания на бересте. А о прошлом узнавали из летописей — рассказов о разных событиях, которые записывали из года в год, как говорили в древности — «из лета в лето».
Выберите, кто был автором Лаврентьевской летописи, цифровая копия которой представлена на интерактивном экране. Полистайте эти цифровые страницы и найдите необходимую информацию.
2. Наши далекие предки писали друг другу бытовые послания на бересте. А о прошлом узнавали из летописей — рассказов о разных событиях, которые записывали из года в год, как говорили в древности — «из лета в лето».
Выберите, кто был автором Лаврентьевской летописи, цифровая копия которой представлена на интерактивном экране. Полистайте эти цифровые страницы и найдите необходимую информацию.
- А) Монах;
- Б) Князь;
- В) Купец;
- Г) Разбойник.
Раздел «Келья писца»
3. Монастыри на Руси, вплоть до появления книгопечатания, были центрами, где переписывались самые разные тексты, не только религиозные. В келье вы увидите несколько необычных зверей.
О том, что это за звери, вы узнаете из рассказа о книгах, которые назывались «бестиариями», размещенными рядом с кельей. Найдите и запишите названия этих необычных зверей.
3. Монастыри на Руси, вплоть до появления книгопечатания, были центрами, где переписывались самые разные тексты, не только религиозные. В келье вы увидите несколько необычных зверей.
О том, что это за звери, вы узнаете из рассказа о книгах, которые назывались «бестиариями», размещенными рядом с кельей. Найдите и запишите названия этих необычных зверей.

4. Обогните стену, на которой вы только что прочитали информацию о волшебных животных, и на ее обратной стороне увидите экран. Нажмите кнопку и посмотрите мультипликационный фильм, который рассказывает о том, кто и как в разные века выполнял нелегкую работу: переписывал точно и аккуратно книги, послания и другие важные и нужные тексты.
Внимательно послушайте рассказчика и ответьте на вопрос: какое изобретение позволило женщинам в XIX веке найти себе работу и стать независимыми?
- А) Печатный станок;
- Б) Шариковая ручка;
- В) Пишущая машинка;
- Г) Компьютер.
Раздел «Книгопечатание»
5. Перед вами — старинный печатный станок и литеры (металлические брусочки с изображениями букв), с помощью которых набирали тексты книг. Используя информацию на этикетках к выставленным в витрине экспонатам, расположите в правильной хронологической последовательности книги (в ответе запишите их номера):
1) Библия Франциска Скорины; 2) Острожская Азбука; 3) Слободская псалтырь.
5. Перед вами — старинный печатный станок и литеры (металлические брусочки с изображениями букв), с помощью которых набирали тексты книг. Используя информацию на этикетках к выставленным в витрине экспонатам, расположите в правильной хронологической последовательности книги (в ответе запишите их номера):
1) Библия Франциска Скорины; 2) Острожская Азбука; 3) Слободская псалтырь.

6. Справа от печатного станка вы увидите кабинет времен Петра I.
В одной из представленных в витрине книг вы увидите, какие этот царь внес изменения в начертание букв, значительно их упростив.
А теперь присмотритесь и скажите, какая буква во времена Петра I носила название, почти совпадающее с названием одной из частей речи в русском языке.
Запишите название этой буквы.
Раздел «Школьный класс»
7. За такими партами учились многие поколения детей. Посидите за второй партой, познакомьтесь с учебниками, представленными в ее витрине. Напишите имя и фамилию знаменитого художника, который был автором «Азбуки в картинках», самой большой книги в этой парте-витрине.
7. За такими партами учились многие поколения детей. Посидите за второй партой, познакомьтесь с учебниками, представленными в ее витрине. Напишите имя и фамилию знаменитого художника, который был автором «Азбуки в картинках», самой большой книги в этой парте-витрине.
Зал № 2, Древо алфавитов
8. Древо алфавитов вы увидите во втором зале.
Посмотрите внимательно на древо кириллицы. От центрального ствола в разные стороны раскинулось множество ветвей-языков. Отметьте, какой язык расположен на вершине ее центрального ствола. Несмотря на свою древность, он используется и сегодня.
8. Древо алфавитов вы увидите во втором зале.
Посмотрите внимательно на древо кириллицы. От центрального ствола в разные стороны раскинулось множество ветвей-языков. Отметьте, какой язык расположен на вершине ее центрального ствола. Несмотря на свою древность, он используется и сегодня.
- А) Татарский;
- Б) Сербский;
- В) Церковнославянский;
- Г) Негидальский.
Зал № 2, Интерактивный алфавит
9. Напротив древа алфавитов расположены интерактивные столы.
Познакомьтесь с интерактивным алфавитом. Узнайте, как буквы приходили в наш алфавит и как исчезали из него, как менялось их начертание.
Найдите и запишите, в какие годы буква «Я» приобрела современный вид.
Также отметьте, как называлась новая азбука, в которой буква «Я» стала так выглядеть.
9. Напротив древа алфавитов расположены интерактивные столы.
Познакомьтесь с интерактивным алфавитом. Узнайте, как буквы приходили в наш алфавит и как исчезали из него, как менялось их начертание.
Найдите и запишите, в какие годы буква «Я» приобрела современный вид.
Также отметьте, как называлась новая азбука, в которой буква «Я» стала так выглядеть.
- А) Гражданская;
- Б) Военная;
- В) Морская;
- Г) Детская.
Зал № 2, раздел «Бесписьменная культура»
10. В экспозиции раздела «Бесписьменная культура» вы увидите войлочные палатки. Предлагаем вам посидеть в каждой из них и послушать удивительные фольклорные произведения.
Информация об этих произведениях размещена на стене.
Запишите, какие жанры фольклора вы прослушали в палатке № 5.
10. В экспозиции раздела «Бесписьменная культура» вы увидите войлочные палатки. Предлагаем вам посидеть в каждой из них и послушать удивительные фольклорные произведения.
Информация об этих произведениях размещена на стене.
Запишите, какие жанры фольклора вы прослушали в палатке № 5.
Желаем удачи!