
Музей истории создания противоракетной обороны
«Звезды в пустыне»
г. Москва, ул. Угличская, 17
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
1. В начале второй половины XX века на скалистом берегу озера Балхаш вырос молодой город. Населяли его испытатели противоракетного оружия, в честь которых назван наш музей. На гербе города — изображение тюльпана, покрывающего весной всю необъятную степь.
Найдите в музее герб этого города и напишите его название.
2.
4 марта 1961 года впервые в мире в небе над Балхашским полигоном была уничтожена баллистическая ракета. Таким образом было опровергнуто утверждение многих советских и зарубежных ученых о принципиальной невозможности поражения ракеты ракетой в космическом пространстве из-за их значительных относительных скоростей.
Найдите в музее макет этой ракеты и напишите ее название.

3. Полковник, рационализатор и изобретатель, кандидат технических наук, автор многих научных работ и публикаций в свободное время писал живописные картины, две из которых хранятся в школьном музее. На одной из них изображены две летящие навстречу друг другу ракеты.
Напишите фамилию художника и название его картины.
4. Он — Герой Социалистического Труда, выдающийся ученый XX века, автор прекрасных стихов и песен, которые талантливо исполнял под собственный аккомпанемент. При этом он хорошо играл на двух музыкальных инструментах, один из которых, прошедший с ним трудными дорогами испытаний, находится в нашем музее.
Напишите название музыкального инструмента и ФИО его обладателя.
5. Известно, что все, кто служил и работал на Балхашском полигоне противоракетной обороны, занимались самым важным делом в своей жизни. Они испытывали технику, обладание которой служило гарантией безопасности огромного государства. Примечательно, что в этом деле участвовали представители многих национальностей. А сам полигон располагался в одной из советских республик. Этой теме в музее посвящена отдельная витрина.
Найдите в этой витрине мужской головной убор айыр-калпак и напишите, какому народу он принадлежит.
6. Активисты музея разработали примерный перечень предметов, необходимых каждому офицеру во время испытаний в степи. В одной из музейных витрин представлен перечень содержимого «Тревожного чемоданчика». В этой же витрине представлены личные предметы ветерана противоракетной обороны Николая Остапенко.
Напишите наименования трех личных предметов Н.К. Остапенко, которые входят в перечень «Тревожного чемоданчика».
7. Стеклянный сувенир в виде пирамиды — подарок музею от главного конструктора многофункциональной радиолокационной станции (МРЛС) «Дон-2Н». Внутри куба с помощью лазерного луча изображена его станция, стоящая ныне на обороне Москвы и Московского региона.
Напишите ФИО главного конструктора МРЛС «Дон-2Н».
8. По бескрайним просторам пустыни Бетпак-Дала были разбросаны десятки измерительных объектов полигона. Расстояния между ними превышали порой сотни километров. Авиация в таких условиях играла огромную роль. Кроме того, авиационные средства широко использовались в ходе проведения испытаний систем противоракетной и особенно противосамолетной обороны.
Изучив схему расположения моделей авиационной техники в музее, которая находится на столе, найдите представленные на фото самолеты и запишите названия их моделей.
![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) |
9. Г.В. Кисунько надеялся, что его старший сын Василий после окончания школы пойдет по его стопам и станет профессиональным военным. Однако сын поступил иначе. Долгое время отец не одобрял профессиональный выбор Василия и, только узнав о его известности, изменил свои взгляды и понял, что в каждой профессии можно найти себя.
Напишите, какую профессию избрал его сын Василий. Ответить на вопрос вам поможет брошюра «Василий Кисунько. Памяти профессора», которую вы найдете в экспозиции музея.
10. Перед вами — уникальный музейный экспонат. Вы можете потрогать его руками.
Напишите, что зафиксировано на фотографии.
Желаем удачи!