Войдите в зал «Геосферы Земли», спуститесь по ступенькам, подойдите к витринам, расположенным слева.
1. Первая витрина «Литосфера».
Мы живем на устойчивом участке земной коры — Восточно-Европейской платформе. В строении платформ выделяют два слоя: чехол и кристаллический фундамент. Найдите в витрине породы фундамента. Среди них есть не только те, которые залегают на глубине, но и те, которые выходят на поверхность. Участки выхода кристаллического фундамента на поверхность называют щитами. Как называется горная порода, принимающая участие в строении Балтийского щита?
2. В этой же витрине вы видите и породы чехла. Какого они происхождения?
3. Какая из пород, слагающих чехол, находится непосредственно под музеем? Когда и в каких условиях она образовалась?
4. У противоположной стены — средняя витрина «Биосфера».
Осадконакопление происходит в основном в водной среде. А где вода — там и жизнь. В окаменелом состоянии лучше всего сохраняются твердые части живых организмов: раковины, зубы, кости. Как называется вымершее морское животное, позвонки которого нашли в Воскресенском районе Московской области? Также напишите, когда оно жило: раньше или позже образования пород, залегающих под нашим музеем. Обоснуйте свой ответ.
5. В экспозиции музея есть экспонаты, имеющие более солидный возраст. На низкой отдельной подставке лежит образец руды, привезенный из Белгородской области. Руда — природное образование, содержащее достаточное количество полезного вещества, которое выгодно извлекать. Когда образовалась эта руда и какой металл из нее извлекают?
6. Соседняя витрина справа.
После добычи эта руда поступает на предприятие, расположенное в этой же области, где из нее извлекают полезные компоненты и производят концентрат и брикеты. Как называется это предприятие?
7. В этой же витрине, правее.
Сегодня человечество создает в лабораторных и промышленных условиях множество известных минералов. Из этого полученного искусственным путем камня делают лазеры, используют в оптике, микроэлектронике и других областях. Как он называется?
8. Поднимитесь по ступенькам, ведущим к выходу из зала. Как называется растение, отпечаток которого можно увидеть в песчанике, который находится на отдельной низкой подставке слева? Напишите его название и укажите, когда он рос. Мог ли уже знакомый вам ихтиозавр прогуливаться в зарослях этих растений? Обоснуйте свой ответ.
9. Выходим из зала в вестибюль, поднимаемся по ступенькам на балюстраду и поворачиваем налево. В крайней витрине слева найдите отпечаток листа хорошо знакомого вам лиственного дерева. Что это за дерево и когда оно росло?
10. Отвечая на вопросы, вы узнали геологический возраст некоторых экспонатов. Расположите их в хронологическом порядке. Можно написать номера вопросов, в которых идет речь об этих экспонатах.
Желаем удачи!