
Музей «Чернобыль»
г. Москва, ул. Шолохова, д. 19
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
1. В состав АО «Концерн Росэнергоатом» входят 11 действующих атомных станций, включая плавучий энергоблок ПАТЭС. Воспользуйтесь стендовым материалом «Физические основы атомной энергетики», найдите на карте РФ самую южную и самую северную АЭС. Напишите в ответе названия АЭС:
- А) Самой южной;
- Б) Самой северной.
2. С 1977 по 1993 год герой Чернобыля В.М. Максимчук участвовал в ликвидации многих сложных пожаров в составе руководящего звена или в качестве руководителя. Воспользуйтесь стендовым материалом «Первые часы», расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите ответ в виде последовательности букв.
- А) Трагедия на Дмитровском шоссе, Москва, одна из крупнейших катастроф XX века;
- Б) «Химический Чернобыль», катастрофа на комбинате минеральных удобрений в Литве;
- В) Землетрясение в Армении, трагедия Спитака и Ленинакана;
- Г) Пожар на нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, Москва;
- Д) Пожар в гостинице «Россия», Москва, одна из крупнейших катастроф XX века;
- Е) Подземный пожар на станции метро «Октябрьская», Москва;
- Ж) Радиационная катастрофа на Чернобыльской АЭС.
3. Подвигу героев Чернобыля нет цены, они защитили мир от ядерной катастрофы ценой своего здоровья, своей жизни. В таблице указаны фамилии ликвидаторов и род их деятельности. Установите соответствие между человеком и его работой. Воспользуйтесь стендовым материалом, посвященным теме «Ликвидация последствий катастрофы».
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в ответе пары в формате «буква — цифра».
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в ответе пары в формате «буква — цифра».
ГЕРОЙ: А) Валерий Алексеевич Легасов; Б) Борис Евдокимович Щербина; В) Владимир Карпович Пикалов; Г) Николай Тимофеевич Антошкин; Д) Владимир Павлович Правик. |
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1) Начальник химических войск МО СССР, руководил работами по ликвидации последствий аварии; 2) Ученый, академик, осуществлял научное руководство по ликвидации последствий аварии; 3) Генерал-полковник авиации, военный летчик 1-го класса, возглавлял работу авиации; 4) Начальник караула пожарной части, организовал тушение пожара в первый час после аварии; 5)Председатель правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. |
4. Объект «Укрытие» был построен в кратчайшие сроки, во многом благодаря наличию трех дизель-гидравлических самокатных кранов западногерманской фирмы «Демаг». Собирали краны советские специалисты. Воспользуйтесь стендовым материалом «Ликвидация последствий катастрофы» и напишите ответы на три вопроса.
- А) Каким был радиационный фон на монтажной площадке, где собирали краны?
- Б) Сколько железнодорожных платформ при перевозке занимали узлы и детали каждого крана?
- В) Каков вес крана в собранном виде?
5. Естественный радиационный фон — это неотъемлемый фактор окружающей среды, оказывающий существенное воздействие на жизнедеятельность человека. Выберите все неверные утверждения, характеризующие естественный радиационный фон. Воспользуйтесь стендовым материалом по теме «Мониторинг».
- А) Космические лучи и радионуклиды земной коры создают естественный радиационный фон;
- Б) Области вблизи экватора, находящиеся на уровне моря, получают наибольшую дозу космического облучения;
- В) В биосфере Земли содержится более 60 естественных радионуклидов;
- Г) Наиболее весомым источником из всех естественных источников является радон;
- Д) Концентрация природных радионуклидов в гранитных породах гор ниже, чем в известняковых и песчаных;
- Е) Концентрация радона в жилых помещениях выше, чем снаружи;
- Ж) С ростом высоты над уровнем моря мощность эквивалентной дозы космического излучения увеличивается.
6. Сотни тысяч военных, людей различных специальностей были призваны на устранение последствий катастрофы. Эти люди были лучшими в своей области. Найдите стендовый материал о ветеране Великой Отечественной войны и ликвидаторе последствий аварии на ЧАЭС В.И. Виннике. Запишите ответы на два вопроса.
- А) Какие службы он создавал в СССР и других дружественных странах?
- Б) Перечислите страны, в которых были созданы эти службы.
7. После аварии из разрушенного реактора было выброшено более 40 различных видов радионуклидов. Для анализа последствий аварии имеют значение стронций (Sr90), йод (J131), америций (Am241), цезий (Cs137) и плутоний (Pu241). Расположите перечисленные радионуклиды по мере убывания их периода полураспада. Воспользуйтесь стендовым материалом по теме «Дозиметрия».
8. Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории различных стран мира. На фотографиях мы видим ликвидаторов в «тканевых масках». Рассмотрите стенды «Радиационный мониторинг» и «Дозиметры» и запишите ответы на три вопроса.
- А) Как распространялись радиоактивные веществе на обширной территории?
- Б) От чего «тканевая маска» защищала ликвидаторов?
- В) Какое название имеет «тканевая маска»?
9. Способностью связывать радионуклиды и выводить их из организма обладает ряд продуктов питания. Найдите на стенде «Биологическое действие радиации», двойником (химическим аналогом) какого элемента, необходимого для организма, является радиоактивный стронций. Из представленных продуктов укажите (буквами) те, которые снижают воздействие радиоактивного изотопа стронция Sr90.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Д) | Е) | Ж) | З) |
10. Случаи радиофобии (иррациональный страх радиации) врачи наблюдали у некоторой группы ликвидаторов. В музее хранится дневник полковника медицинской службы В.Н. Румянцева. Прочтите выдержку из этого дневника и приведите пример, как врачи помогали солдатам преодолеть страх перед «невидимым врагом». Материал размещен на стенде, посвященном В.Н. Румянцеву.
Желаем удачи!