Экспозиция «Славься ввек, Бородино»
1-й зал
1. 12 июня 1812 года армия французского императора Наполеона Бонапарта вторглась на территорию России. Это событие изображено на гравюре И. Клаубера по рисунку Дж. Бажетти 1814 года. Найдите эту гравюру, рассмотрите ее. Какое водное препятствие преодолевает наполеоновская армия? Перепишите с гравюры оба написания названия реки.
2. В одной из витрин зала представлен модный элемент одежды начала XIX века — белые тканевые накладки, которые надевались поверх обуви и служили для предохранения обуви от грязи. Найдите их. Напишите, как они назывались и кому принадлежали.
2-й зал
3. Без этого предмета не обходилось ни одно путешествие в XVIII–XIX веках. Найдите его. Перепишите, как называется этот предмет. Подсказка: это деревянный ящик, в котором хранятся письменные, рабочие и туалетные принадлежности.
3-й зал
4. В юбилейном 2012 году Бородинским музеем был приобретен золотой медальон у потомков М.И. Кутузова по мужской линии от его старшей дочери Прасковьи Михайловны Толстой. На медальоне изображен архангел Михаил в римском шлеме (слева). Найдите медальон. Напишите, что находится внутри него.
5. В этом же зале найдите стеклянный предмет. На предмете выгравирован вензель человека, подарившего его полководцу М.И. Кутузову. Запишите, что это за предмет и кто его подарил.
4-й зал
6. В стихотворении Лермонтова есть такие строки: «Забил заряд я в пушку туго…» Иначе говоря, перед тем, как сделать из пушки выстрел, артиллерист закладывал в ствол орудия матерчатый мешок — «картуз», в котором находились порох и снаряд. Затем картуз утрамбовывался в ствол до упора с помощью прибойника (деревянного стержня с цилиндрическим утолщением на конце с кожаным или резиновым наконечником). Считалось, что чем плотнее или туже заряд забит, тем дальше и точнее полетит снаряд при выстреле. После выстрела орудие требовалось очистить специальными артиллерийскими принадлежностями. Найдите их. Напишите как они называются.
7. В сражениях Отечественной войны 1812 года особая роль отводилась и военным музыкантам — трубачам, барабанщикам. На поле боя, когда полк готовился к атаке, трубачи занимали места на левом фланге своих эскадронов и давали сигнал к началу движения или к перемене аллюра. Когда полк, завершив атаку, разлетался по полю, то трубачи помогали офицерам вновь собрать всадников в шеренги. Барабанщики также выполняли важнейшую функцию на поле боя: именно по их сигналам осуществлялись все действия войск. Барабан, таким образом, выполнял функции сигнализации, оповещения, связи и управления. В боевом порядке барабанщик находился за строем, рядом с командиром. Потеря барабанщика на поле боя неминуемо вела к потере управления и дезорганизации подразделения. Нередко в рукопашной схватке неприятель стремился проткнуть барабан, чтобы лишить командира возможности управлять подчиненными. В витрине с обмундированием, вооружением и снаряжением русской армии найдите все экспонаты, принадлежавшие музыкантам, и запишите их названия.
5-й зал
8. Найдите предмет, в котором сочетаются функции двух разных приборов. Запишите эти функции и укажите, какое транспортное средство упомянуто в этикетаже к этому предмету.
9. 30 августа 1814 года в память об Отечественной войне 1812 года императором Александром I была учреждена награда для священнослужителей — наградной крест для духовенства (с датой внизу: «1812 год»). Крест должен был носиться на груди вместе с лентой ордена Святого Владимира. Русские священники принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года. Благодаря их работе удалось сберечь многие духовные святыни, храмы, ценности и церкви. Найдите наградной крест для духовенства (с датой внизу: «1812 год»). Рядом с ним в витрине находится книга — псалтырь. Рассмотрите страницу с правой стороны, запишите первое слово в современной орфографии.
10. Найдите документ — рапорт маршала Бертье из Испанской Армии от 27 января 1811 года. На рапорте присутствует почерк еще одного человека. Чей это почерк?
Желаем удачи!