
Казачья слава
Трофимова, 15. А
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Для казаков он был олицетворением казачьей доблести, верности и готовности к самопожертвованию. Он принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века.
В зале № 4 есть копия с известного портрета, где изображен этот воин. Изучив находящийся рядом с портретом текстовый материал, запишите:
- А) Кто изображен на портрете (фамилия, инициалы и годы жизни), какое прозвище имел этот человек-легенда;
- Б) Кто написал этот портрет;
- В) Где находится оригинал.
2. На Бородинском поле произошло два кровопролитных сражения в ходе обеих отечественных войн против войск захватчиков. В зале № 2 по данной теме есть информация и газеты времен Отечественной войны 1941–1945 годов. Изучив данный раздел экспозиции, запишите:
- А) Когда было освобождено Бородинское поле и что произошло с музеем в центре этого поля за время оккупации немецкими войсками;
- Б) Название и дату газеты, где помещена фотография здания музея после изгнания немецких войск.
3. В Российской империи пластунами называли отряды разведчиков, фактически бывших аналогом современного спецназа. Комплектовались отряды из казаков Кубанского (ранее — Черноморского) казачьего войска. Еще запорожцы в днепровских камышах залегали пластом, высматривая подолгу врагов. Пластуны отличились во всех военных конфликтах в истории России и СССР.
В РИ кубанские пластуны имели малиновые погоны, а офицеры — выпушки и просветы на них. Стрелковые части РККА также носили малиновые петлицы.
В залах № 2 и № 4 музея есть манекены офицера-пластуна РИА и красноармейца РККА с полной боевой выкладкой.
Запишите их звания и принадлежность к полкам.
4. Гражданская война 1917–1922 годов — это цепь вооруженных конфликтов, произошедших в России между различными политическими, социальными и этническими группами. Основные боевые действия в Гражданской войне в целях захвата и удержания власти велись между РККА и вооруженными силами Белого движения — белыми армиями (отсюда установившиеся названия главных противников в Гражданской войне: «красные» и «белые»). Составной частью конфликта также являлись вооруженная борьба на национальных окраинах бывшей Российской империи и повстанческое движение населения против войск противоборствующих сторон.
В зале № 1 есть трехцветный флаг повстанческого полка. Рядом с флагами находится информация по данной теме. Запишите:
- А) Какому полку принадлежало это знамя;
- Б) С какими событиями связано это знамя; кто выступил и против кого;
- В) В каком населенном пункте чоновцы захватили знамя повстанцев.
5. В залах № 2 и № 4 есть манекены, одетые в форму лейб-гвардии кавалерийских полков разных исторических периодов. Манекены, одетые в гвардейскую форму кавалерийских полков разных исторических периодов, отмечены желтыми квадратами. В зале № 4 есть информационный справочник в файле с указанием дат существования полков. Изучив данные материалы, запишите по старшинству эти гвардейские полки, представленные в форме полков на манекенах и отмеченных желтыми квадратами по следующей схеме: чин — полк — годы существования.
6. Н.И. Подвойский и К.Е. Еремеев до 1917 года (1910–1912 годы) являлись сотрудниками редакции легальной большевистской газеты «Звезда». Входившие в 1918 году в руководство комиссариата по военным делам РСФСР, они предложили сделать звезду эмблемой РККА. В июле 1918 года Л.Ф. Троцкий приказом № 594 утверждает этот значок-кокарду.
Изначально звезда носилась двумя верхними лучами вверх. Это вызывало ужас и ненависть у казаков, считавших ее «печатью сатаны».
В зале № 3 представлен манекен в форме этого времени.
Запишите, в какую форму одет манекен и на каких двух предметах этого военного, присутствует изображение звезды двумя лучами вверх.
7. В зале № 1 музея есть информация о потомственном казаке, историке, полковнике в отставке ВС СССР. Он являлся автором публикаций и книг по истории казачества и Белого движения. Н.Д. Карпов (1939–2023 годы) внес неоценимый вклад в создание и развитие музея «Казачья слава». Как военный человек, он имел государственные награды.
Запишите, за участие в каком событии Н.Д. Карпов был награжден боевым орденом Красной Звезды и в какие годы происходило это событие.
8. В зале № 1 есть стенд с информацией о комплексе военных казарм с плацом и манежем, выполненных в стиле русского классицизма. В одном из залов представлен манекен офицера одного из полков, квартировавших до начала «Великой войны» 1914 года в этих казармах.
В советское время здесь была кавалерийская школа, где готовились к военным парадам величайшие полководцы XX века. В этом месте выросло целое поколение мастеров конного спорта.
Запишите:
- А) Как называется этот комплекс, находящийся в Москве;
- Б) Что сейчас находится в бывшем конном манеже;
- В) В каком звании представлена форма офицера на манекене и как назывался полк, квартировавший до начала «Великой войны» 1914 года в этих казармах.
9. 11-й отдельный кавалерийский полк (ОКП) в/ч 55605 существовал в Вооруженных Силах СССР и России с 1962 года по 2 сентября 2002 года. Основной задачей 11ОКП ставилось участие в киносъемках. Полк был награжден Боевым Знаменем.
В зале № 2 находится копия знамени 11 ОКП и информация об истории полка. Запишите:
- А) По чьей инициативе был сформирован 11 ОКП;
- Б) В каком году и за что полку было вручено Боевое Знамя.
10. В зале № 1 в разделе «Казаки в Отечественной войне 1812 года» есть репродукция с картины художника Джорджа Доу — портрет Д.В. Давыдова в форме генерал-майора гусарского полка. Прочитав информацию на стенде, запишите:
- А) Что за два предмета выставлены в зале № 4, которые связаны с названием полка и именем Д.В. Давыдова;
- Б) Что за отряд он создал и из кого он состоял.
Желаем удачи!