1. Прежде чем посеять зерновые культуры (рожь, пшеница), необходимо подготовить землю. Обрабатывали землю вручную — для этого использовали плуг или соху. Изучите экспозицию и запишите, какой еще предмет использовался для подготовки почвы к посеву.
2. После уборки урожая приходила пора обмолота (отделение зерна от колосьев). В экспозиции хозяйственного двора имеется ручное сельскохозяйственное орудие, предназначенное для обмолота зерновых культур, состоящее из двух палок, скрепленных ремнем. Напишите, как называется этот предмет.
3. При осмотре экспозиции хозяйственного двора вы увидите транспортные средства, которыми пользовались для перевозки людей и грузов — это телега и дровни (сани). Для того, чтобы этот транспорт присоединить в общую упряжку к лошади, его в обязательном порядке нужно прикрепить к изогнутому предмету. Найдите в экспозиции этот предмет и запишите его название.
4. Во время уборочной страды (уборки урожая) колосья пшеницы и ржи связывали в снопы. В экспозиции хозяйственного двора вы быстро найдете снопы основных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса. Запишите, какая зерновая культура имела главное значение для крестьянской семьи и почему.
5. В прошлые времена, когда отсутствовало электричество, для освещения помещения использовали лучину или лампу. В экспозиции хозяйственного двора имеется приспособление, при помощи которого в темное время суток подсвечивали себе, передвигаясь по двору. Найдите в экспозиции этот предмет и запишите его название.
6. Войдя в избу, в первой комнате мы видим «кормилицу» или «хозяйку» избы — русскую печь. Запишите, как называлось место у печи, где хлопотала хозяйка, готовя еду.
7. В экспозиции первой комнаты вы увидите люльку (другое название — колыска или зыбка), в которой качали малыша. Люлька, как и когда-то давным-давно, подвешена к потолку. Осмотрите этот экспонат и запишите, как называется предмет, которым закрывали (обвешивали) люльку, защищая малыша от мух, комаров и яркого света. Напишите название этого предмета.
8. Прядение появилось в женской среде с древних времен и являлось символом женственности. В экспозиции горницы вы найдете предметы, которые использовались для прядения. Напишите названия этих предметов (не менее трех).
9. В настоящее время, отправляясь в дорогу, мы берем с собой сумку или чемодан с вещами, а в давние времена так же брали с собой в дорогу предмет, в который складывали вещи, но название у него было другим. В экспозиции горницы имеется такой предмет. Запишите его название.
10. До революции большинство крестьян не было обучено грамоте, а в семье Шульгиных все дети получили образование. В экспозиции горницы вы найдете свидетельство об образовании одной из дочерей — Екатерины Васильевны Шульгиной. Напишите, какое образовательное учреждение она окончила.
Желаем удачи!