1. На одной из напольных демонстрационных стоек находится текст с «Заповедями разведчиков». Внимательно прочитайте текст и запишите, с чем сравнивается воля настоящего скаута.
2. Внимательно прочитайте на стендах биографии лидеров скаутского и пионерского движений. Один из руководителей скаутских организаций был одновременно редактором популярного журнала для путешественников — «Вокруг света». В качестве педагога он принимал активное участие в скаутском движении, будучи одним из руководителей московских скаутов. В его журнале печатался и скаутский листок «Будь готов!»; в 1915 году он создал первый в мире скаутский музей. Его должность в скаутском движении в разных источниках определяется как начальник первого московского отряда. Кто это?
А) Роберт Баден-Пауэлл; Б) Олег Иванович Пантюхов; В) Попов Владимир Алексеевич; Г) Иннокентий Николаевич Жуков.
3. Ознакомьтесь с экспозицией, посвященной пионерским песням.
Песня «Картошка» изначально представляла собой юмористическое описание быта скаутского, затем пионерского лагеря. В начале 1920-х годов поэту Александру Жарову было поручено приспособить песню для пионерской организации. Жаров сохранил первые пять куплетов (изменив начало на «Ну, споемте-ка, ребята» и слова «лагерников идеал» на «пионеров идеал»); при этом он отбросил зарисовки лагерного быта и вставил следующий куплет:
Чем картошечка в мундире,
Лучше блюда не найдешь,
Ни в Крыму, ни на Памире,
Целый свет хоть обойдешь.
Этот вставной куплет, однако, не вошел в широкое употребление.
В третьем куплете песни «Картошка», которую очень любили и скауты, и пионеры, разница в одном слове. Найдите это слово и кратко объясните, почему его заменили.
4. Внимательно рассмотрите витрину, посвященную творчеству А.П. Гайдара. Установите взаимосвязь между названием книги и предметом, находящимся в витрине и связанным с главным героем или персонажем произведения. Выпишите название книги, которой соответствуют барабанные палочки.
5. В годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение. Внимательно изучите стенды, фотографии и выпишите несколько видов помощи, которую оказывали пионеры фронту, бойцам семьям фронтовиков.
 

6. В годы Великой Отечественной войны некоторые пионеры принимали участие в боевых действиях, ходили в разведку. Внимательно изучите витрину музея и биографии пионеров-героев, о которых рассказывается в этой экспозиции. В какую подпольную группу входил самый старший по возрасту пионер-герой — Зина Портнова? Название выпишите.
 

7. В 1958 году было начато строительство Дворца пионеров и школьников на Воробьевых горах. В Москве началось массовое строительство новых микрорайонов. Вместе с домами строили новые школы и дворцы пионеров. В экспозиции музея есть разные фотографии, описывающие этот процесс. Найдите эту фотографию и выпишите событие и год, когда оно происходит.
 

8. Расставьте в хронологической последовательности события, отраженные в фотографиях, предметах и текстах. Запишите буквы в правильной последовательности.
9. В музее «Истории детских движений» есть своя небольшая библиотека. Книги А.П. Гайдара неслучайно размещены на отдельной полке.
Один из отзывов о творчестве:
«Я твердо помню, я точно знаю, что в раннем детстве на меня оказал влияние замечательный советский детский писатель Аркадий Гайдар. Он учил быть мужественным, и быть храбрым, и драться за то, во что веришь, и быть патриотом».
Внимательно рассмотрите названия книг и выпишите имена и фамилии авторов, которые писали об Аркадии Петровиче Гайдаре.
10. Пионеры и скауты очень любили фотографировать и фотографироваться. В экспозиции музея представлена коллекция старинных и не очень старинных фотоаппаратов. Например, среди них есть первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 год включительно) было выпущено более 1 млн экземпляров.
 

Найдите и выпишите не менее пяти названий представленных в экспозиции фотоаппаратов.
Желаем удачи!