
Музей БИОТЕХ
г. Москва, Проспект Мира, 119 стр.30 - ВДНХ Павильон №30 Хлопок
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Эфиромасличные растения или эфироносы — это группа растений, которые имеют в своих клетках или железистых волосках специфические летучие соединения. С помощью методов биотехнологии было создано безотходное производство. Применяя различные методы экстракции, кроме эфирного масла, специалисты получают и другие продукты, используемые в косметологии, медицине, кулинарии и др.
Изучите на интерактивном мультимедийном экране, расположенном рядом с сувенирной лавкой, информацию о видах экстракции эфиромасличных культур и выполните задание.
Установите соответствие между видом экстракции и его описанием. В ответе запишите буквы и соответствующие им цифры.
А) Экстракция; Б) Холодное прессование; В) СО2 экстракция; Г) Гидродистилляция; Д) Паровая дистилляция. |
1) Растительное сырье погружают в воду и разогревают до кипения, водяной пар конденсируется в охлаждающей установке и собирается в колбу. Эссенция всплывает на поверхность воды, вода отводится, образуя гидролат, а эфирное масло собирается в приемное устройство; 2) Жидкий диоксид углерода охлаждают до 0 °С и подают в насос, где газ сжимается и нагревается, получая признаки как газа, так и жидкости. Благодаря текучести диоксид углерода поступает в клетки растительного сырья и растворяет вещества, которые они содержат, что приводит к их извлечению. Затем снимают давление и нагревают углекислый газ, за счет чего он улетучивается, оставляя чистый экстракт; 3) Растительную массу помещают на решетки над колбой с горячей водой, которую доводят до кипения. Образующийся пар разрушает оболочки клеток растения и высвобождает эссенцию в виде пара. Проходя через охлаждающие установки пар преобразуется в жидкую смесь — гидролат и эфирное масло; 4) Растительное сырье помещают в герметичные установки и пропускают через него жидкий растворитель, который растворяет содержащееся эфирное масло и поступает вместе с ним в дистиллятор. Затем растворитель отделяется и образуются следующие продукты: конкрет и масло абсолют; 5) Процесс заключается в извлечении масла давлением с помощью пресса без использования нагрева и химических веществ. |
2. Проанализируйте информацию интерактивного стенда «Биоэкономика: технологический уклад, меняющий мир» и запишите в ответе обоснования того, как взаимосвязаны между собой развитие биотехнологий и изменение средней температуры планеты.
3. Пройдите по темному коридору вызовов человечеству и определите, какие утверждения из предложенных являются неверными. В ответе напишите номера неверных утверждений и их верную формулировку.
- 1) Пластик составляет 20% мусора в Мировом океане;
- 2) Срок разложения пластика — 500 лет;
- 3) Ежегодно легковые автомобили производят больше всего выбросов парниковых газов;
- 4) К 2050 году население планеты будет составлять около 10 миллиардов человек;
- 5) Запасы нефти будут полностью израсходованы к 2060 году;
- 6) Сельское хозяйство потребляет около 10% пресной воды и занимает 36% площади суши;
- 7) Средняя семья производит 1000 кг отходов в год;
- 8) Для того, чтобы прокормить возросшее население, нужно увеличить производство зерна и мяса на 50%;
- 9) Запасов газа человечеству хватит еще на несколько тысячелетий;
- 10) К 2025 году нас ожидает увеличивающийся дефицит пресной воды.
4. Найдите в музее экспонат, изображающий молекулу ДНК во всю стену, изучите информацию, представленную в его модулях, и выполните задание.
Запишите в правильном порядке следующие события истории развития биотехнологии:
- 1) Разработка ПЦР;
- 2) Сформулирована перекисная теория медленного окисления;
- 3) Разработан метод производства моноклональных антител;
- 4) Первое клонирование млекопитающего;
- 5) Открытие структуры ДНК;
- 6) Начало промышленного производства пенициллина;
- 7) Структурно-функциональное изучение РНК и ДНК;
- 8) Применение технологии рекомбинантной ДНК;
- 9) Завершение создания «черновика» генома человека.
5. Изучите информацию экспоната «От биоразнообразия к разнообразию технологий» и выполните задание.
Запишите в ответе значение представленных микроорганизмов.
Микроорганизм:
Микроорганизм:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А) Acidithiobacillus Thiooxidans; | Б) Грибки из рода Candida; | В) Актиномицеты; | Г) Дрожжи; | Д) Pseudoalteromonas arctica. |
6. Биотехнологии позволяют получать ингредиенты и продукты питания, которые не только удовлетворяют голод, но и обладают дополнительными пищевыми свойствами. Изучите информацию интерактивной экспозиции и напишите в ответе продукты, которые получают следующими способами:
- 1) Производят из риса и порошка из сверчков;
- 2) Изготавливаются из куркумы и соевого белка;
- 3) С помощью генетически модифицированных дрожжевых клеток;
- 4) Выращивание в лаборатории из культуры клеток или производство из растительных белков;
- 5) Изготавливаются из водорослей, гороха и растения Аморфофаллус коньяк.
7. Традиционные методы промышленности расходуют ресурсы планеты и загрязняют окружающую среду. Один из вызовов, стоящих перед учеными, — создание экологически чистых материалов. Найдите информацию о новых биоматериалах и выполните задание.
Установите соответствие между названием биоматериала и видом сырья, которое используется для его производства. В ответе напишите букву материала и соответствующую ей цифру. Биоматериал:
Установите соответствие между названием биоматериала и видом сырья, которое используется для его производства. В ответе напишите букву материала и соответствующую ей цифру. Биоматериал:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А) Шелк; | Б) Бетон; | В) Полиэтилен; | Г) Кожа; | Д) Пух. |
- Сырье:
- 1) Бактерии, лактат кальция и стандартный перечень компонентов;
- 2) Пушистые венчики семян ваточника;
- 3) Древесина;
- 4) Грибы, ананасовые листья, виноградный жмых;
- 5) Отходы рыбной промышленности.
8. Найдите, изучите информацию экспоната, демонстрирующего виды ключевых технологических подходов, которые лежат в основе разработки вакцинных препаратов, и выполните задание. Определите и запишите в ответе тип вакцины против следующих заболевания:
- 1) Дифтерия;
- 2) Грипп;
- 3) Ветряная оспа;
- 4) Столбняк;
- 5) Краснуха.
9. Часть экспозиции музея посвящена перспективному направлению сельского хозяйства, которое позволяет выращивать продукты непосредственно в городе. Напишите, как называется это направление. Также прослушайте видео и напишите, в чем преимущества такого вида сельского хозяйства.
10. Изучите экспозицию музея о биотехнологиях в искусстве и запишите ответ на вопросы:
- 1) Почему все чаще сотрудники картинных галерей обращаются за помощью к специалистам-биотехнологам?
- 2) Какую помощь биотехнологи могут оказать в деле сохранения художественного наследия?
Желаем удачи!