1. Чтобы популяризировать футуризм как искусство и стиль жизни, поэты и художники путешествовали по городам России. Это было в 1913–1914 годах. Свои выступления футуристы называли «поэзоконцертами». Вместе с Маяковским в футуристических турне участвовали его сподвижники. Самыми активными были художник Давид Бурлюк и поэт-авиатор Василий Каменский. Выступали, в основном, в театрах, а афиши рисовали сами. Рассмотрите афиши, которые представлены в разделе «Нахал в желтой кофте». На каждой из них отмечен город, в котором проходило выступление эпатажных артистов. Запишите города, указанные на афишах выступлений футуристов.
2. В артистическом кафе «Бродячая собака» в Петербурге встречались представители разных литературных направлений. Рассмотрите карикатуру художника Михаила Ле-Дантю «Поход Игоря Северянина на Берлин». Какие известные писатели изображены на карикатуре? Напишите минимум 3 фамилии.
3. Футуристы считали, что «пора устремиться на оплот художественной чахлости — на Русский театр и решительно преобразовать его». Внимательно рассмотрите афишу постановок нового театра «Будетлянин». Запишите, как создатели определяли жанры произведений, которые собирались показать публике со 2 по 5 декабря 1913 года в театре «Луна-парк» в Санкт-Петербурге.
4. В фильме «Не для денег родившийся» поэт Иван Нов, которого играет Маяковский, выступает на разных площадках и добивается успеха. Сцены выступления Ивана Нова в кафе планировали снимать в московском «Кафе поэтов», где собирались футуристы, а его постоянные посетители должны были сниматься в качестве массовки. Найдите фотографию со съемок фильма «Не для денег родившийся». На ней изображен интерьер кафе и один из ближайших друзей Маяковского. Прочитайте ответ в подписи к фотографии и на этикетке, напишите имя и фамилию этого друга.
5. К «нечистым» — людям труда в пьесе «Мистерия-буфф» — Маяковский отнес: кузнеца, плотника, батрака, эскимосов охотника и рыболова, швею, шофера, рудокопа, булочника, фонарщика, сапожника, слугу, трубочиста и прачку. Рассмотрите эскизы костюмов этих героев, сделанные Маяковским в 1919 году. Предметы, которые они держат в руках, являются характеристикой их труда. Запишите, с какими предметами изображены швея и прачка.
6. Маяковский много путешествовал. Поездки в дальние страны приносили поэту новые впечатления, в них он черпал вдохновение и новые образы. В ходе одного из маршрутов было необходимо пересечь океан. Этому событию Маяковский посвятил стихотворение, которое представлено на выставке. Рассмотрите карту путешествий поэта, на которой отмечены города пребывания, и соотнесите ее с названием стихотворения, также представленного на выставке. Запишите, о каком океане идет речь.
7. Рассмотрите карикатуру художника И.А. Малютина, где В. Маяковский изображен в виде Людогуся. Шарж намекает на то, что после 1922 года поэт неоднократно ездил в заграничные командировки от различных издательств. Напишите название газеты, на которой своими лапами стоит Людогусь.
8. В 1918 году В.В. Маяковский пришел работать в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Окна РОСТА моментально реагировали на события и быстро выпускали новости, их стиль был ярок и узнаваем. Рисунки напоминали лубочные картинки, подписи — частушки. По окнам РОСТА можно было изучать историю Гражданской войны. Поскольку плакаты решали агитационную задачу, враги революции изображались в карикатурном виде. Рассмотрите окно РОСТА «Близкий конец распутной дамы», состоящее из 9 плакатов. Какие исторические личности упомянуты и нарисованы? Напишите их фамилии.
9. Во время Гражданской войны молодая Советская Республика столкнулась с массой проблем: заводы встали, началась безработица, появились беспризорники, активизировались преступные элементы, не хватало продуктов. Настала разруха. Рассмотрите плакат Маяковского «Окно сатиры № 40». Какой образ Маяковский находит для того, чтобы показать разруху? Запишите правильный ответ.
10. Рассмотрите афиши выступлений Маяковского, представленные во втором зале. На какой московской площадке поэт чаще всего выступал в 1920-х годах?
Желаем удачи!