
Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль»
Московская область, город Зарайск, улица Музейная дом 1а
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Культура, к которой относится Зарайская верхнепалеолитическая стоянка, характеризуется большим количеством глубоких ям разных типов. Зачем первобытные охотники выкапывали эти ямы при помощи мотыг из бивня мамонта?
На интерактивном экране в зале археологии найдите и запишите, каким углубленным объектам Зарайской стоянки соответствуют какие признаки.
На интерактивном экране в зале археологии найдите и запишите, каким углубленным объектам Зарайской стоянки соответствуют какие признаки.
- Признаки:
- А) Круглая форма; глубина — 50 см;
- диаметр — порядка 1 м;
- расположение в ряд;
- Б) Глубина — 1–1,5 м;
- диаметр — 60 см;
- лопатка мамонта сверху;
- В) Вытянутая форма;
- длина — порядка 5 м;
- плоское дно;
- ступенька.
2. В 2018 году археологи обнаружили на Зарайской стоянке череп мамонта с «кладом». Бивней в черепе не было, и в одну из образовавшихся полостей древний охотник спрятал свое сокровище — полтора десятка кремневых орудий. Некоторые из них применялись (А) для работы по кости и бивням, (Б) при помощи других обрабатывали шкуры животных. Еще один инструмент (В) предназначался для широкого спектра действий, но, главное, им можно было резать мясо.
Рассмотрите витрину с кремневыми орудиями в зале археологии. С помощью интерактивного экрана изучите информацию о найденных на стоянке орудиях.
Запишите, какие орудия предназначались для действий, указанных в тексте.
Рассмотрите витрину с кремневыми орудиями в зале археологии. С помощью интерактивного экрана изучите информацию о найденных на стоянке орудиях.
Запишите, какие орудия предназначались для действий, указанных в тексте.
- А)
- Б)
- В)
3. По портрету можно многое узнать об изображенном человеке. Например, в какое время он жил, к какому сословию принадлежал. Сравните между собой две коллекции портретов в зале русского искусства XVIII — начала XX века. Распределите детали изображения, характерные для портретов представителей двух сословий Российской империи, по указанным социальным группам.
Парик, веер, книга, платок в руках, сетчатое жемчужное украшение, эполеты, шляпа, борода, металлический панцирь — кираса.
Парик, веер, книга, платок в руках, сетчатое жемчужное украшение, эполеты, шляпа, борода, металлический панцирь — кираса.
- А) Купцы;
- Б) Дворяне.
4. В экспозиции русского искусства представлены два портрета, на которых изображен знатный дворянин, имевший один из высших гражданских чинов Российской империи — чин вице-канцлера. Этот чин был введен в начале XVIII века для заместителя главы дипломатического ведомства и соответствовал второму классу Табели о рангах.
Об авторе этих портретов неизвестно ничего, кроме имени и времени написания портретов. Возможно, он был крепостным изображенного вельможи. Напишите в ответе титул, имя, отчество и фамилию вице-канцлера и имя русского художника.
5. Участник Отечественной войны 1812 года, он был выведен Львом Толстым в романе «Война и мир» в образе адъютанта, который помог Пьеру Безухову на поле Бородина. В Бородинском сражении, передавая приказ генерала от инфантерии Милорадовича о передвижении полков для усиления позиции, двадцатилетний поручик получил тяжелое ранение пушечным ядром. Поэт Петр Вяземский посвятил ему стихотворение, где есть такие строки:
В день борьбы за Русь святую
Ты руки не пощадил.
6. Рассмотрите картины в экспозиции «Русское искусство. Жанр. Пейзаж». Определите картины по описанию их сюжета. Выясните даты их написания и расставьте буквы по порядку создания произведений от самого раннего к самому позднему.
- А) На праздник русских земледельцев явился нежданный гость, который может своей магической силой навредить главным героям праздника, которых по традиции величали «князем и княгиней»;
- Б) В надежде обрести свободную землю, пригодную для обработки, безземельные крестьяне из густонаселенных губерний сложили пожитки в повозки и вместе с женами и детьми следуют по дорогам России за Урал, в Сибирь;
- В) Художник написал упавшие деревья, экспериментируя с изображением вывернутых корней, поднятой земли и глины. Похожий ракурс можно увидеть на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу»;
- Г) Уголок одного из парков Крыма. На каменной скамье у журчащего фонтана в задумчивости сидит мужчина с тростью в руках. Ступени сбоку приглашают пройти по дорожке в глубь парка.
7. В крестьянском хозяйстве требовалась разнообразная утварь — гончарная, плетеная, деревянная — для заготовки, приготовления и хранения продуктов, подачи пищи на стол. В таблице отыщите названия предметов утвари, представленных в экспозиции. Слова располагаются только по горизонтали и вертикали.
8. Найдите и рассмотрите в зале зарубежного искусства следующие предметы: панели с изображением сцен из Ветхого Завета; курульные стулья; бюро письменное; столик из Германии; шкаф книжный.
Напишите, какой предмет является лишним в этом ряду и почему.
Напишите, какой предмет является лишним в этом ряду и почему.
9. Расшифруйте название картины. Она была написана в исторической области, большей частью расположенной на территории современной Бельгии, в XVII веке. В то время многие явления еще не имели научного объяснения, а люди, занятые науками, казались загадочными и даже подозрительными.
Ключ: цифра подсказывает, сколько раз буква встречается в слове.
1 Ж + 2 К + 1 Р + 3 Н + 1 О + 1 Ч + 1 Е + 2 И
Ключ: цифра подсказывает, сколько раз буква встречается в слове.
1 Ж + 2 К + 1 Р + 3 Н + 1 О + 1 Ч + 1 Е + 2 И
10. Найдите в зале зарубежного искусства изделия, представленные на фото. Обратите внимание на материал, из которого они сделаны. Распределите предметы в соответствии со страной изготовления. Запишите ответ. Также напишите, какие изделия изготовлены не из фарфора.
ФРАНЦИЯ, ЯПОНИЯ, АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, КИТАЙ.
ФРАНЦИЯ, ЯПОНИЯ, АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, КИТАЙ.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) | Г) |
Д)
Желаем удачи!