
На улице Народного Ополчения. Военно-
исторический поиск
Москва, ул. Народного Ополчения, дом 16, корп.4
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Изучите карту боевого пути 155-й стрелковой дивизии и расставьте события в хронологический последовательности.
- А) Освобождение Станислава;
- Б) Бои за Будапешт;
- В) Ржевская битва;
- Г) Форсирование Днепра;
- Д) Освобождение Ахтырки;
- Е) Боевые действия в австрийских Альпах;
- Ж) Взятие Ужгорода;
- З) Форсирование Днестра.
2.
В 1960-е годы отряды школьников вместе с преподавателями школы ездили по местам боев 155-й стрелковой дивизии и находили множество предметов, которые легли в основу экспозиции музея.
Рассмотрите фотографию и найдите фрагмент бронежилета и шлемы советских солдат на стенде, посвященном Красной армии. На одном из шлемов видны следы изображения красной звезды. Почему государственная комиссия в 1940 году приняла решение убрать с касок красную звезду, хотя ее изображение обязательно присутствовало на других армейских головных уборах?

3. В 1942 году немецкая армия получила на вооружение новый пулемет, который за скорострельность среди советских солдат был прозван «косторезом» и «циркулярной пилой Гитлера». Среди предметов, рассказывающих о вооружении армии вермахта, представлена пулеметная лента и сошка от этого грозного оружия. Найдите эти экспонаты и напишите название пулемета.
4. Этот предмет снаряжения в годы войны был у всего рядового и сержантского состава Красной армии. Помимо его основного назначения, он применялся и в рукопашном бою, а также мог служить сковородкой. Найдите этот предмет среди экспонатов музея и напишите его название.
5. 22 июня 1941 года жизнь каждого советского человека разделилась на «до» и «после». С первых же минут войны стало ясно, что враг стремительно движется к Москве. И уже 27 июня 1941 года было принято решение о создании в каждом районе Москвы и области истребительных батальонов. Прочитайте дополнительную информацию к стенду или прослушайте фрагмент аудиоэкскурсии № 1 на стенде «Вот жизнь моя, дыханье, Родина, возьми их у меня!». Напишите, для решения каких задач формировались истребительные батальоны.
6. В ряды московского народного ополчения вступали те, кто никогда до этого не держал оружия в руках: молодые и пожилые, студенты и рабочие. Санинструкторами в 155-й стрелковой дивизии были девушки, многие из которых даже не успели закончить школу. Прочитайте дополнительную информацию к стенду или прослушайте фрагмент аудиоэкскурсии № 4 стенда «Подвиг во имя человечества» о санинструкторе Эни Пшеходской. Напишите, какой подвиг совершила Эня и какой наградой была удостоена.
7. Военфельдшер З.Н. Макаров в своих воспоминаниях пишет, что «разведка — это глаза и уши части. Наблюдение велось непрерывно день и ночь». Командовал полковой разведкой старшина, уроженец Рязанской области, выходец из крестьянской многодетной семьи. На стенде «Мы в битвах решали судьбу поколений» представлено ходатайство на награждение орденом Красного Знамени командира разведроты дивизии. Напишите имя и фамилию представленного к награде бойца.
8. В июле 1943 года 155-я стрелковая дивизия вошла в состав Воронежского фронта и сразу же вступила в бой на Курской дуге. Каждый день на протяжении полутора месяцев шли ожесточенные бои, каждый клочок земли давался потом и кровью. Прочитайте дополнительную информацию к стенду или прослушайте фрагмент аудиоэкскурсии № 14 на стенде «Как бой жесток, как труден долгий путь» и напишите название деревни и области, где бойцы и командиры 155-й стрелковой дивизии приняли участие в танковом сражении 6 августа 1943 года.
9. 155-я стрелковая дивизия принимала участие в освобождении столицы Венгрии — города Будапешт. Одно из красивейших зданий города — венгерский парламент. Командование поставило перед бойцами задачу: взять парламент и водрузить на куполе красное знамя. Прочитайте дополнительную информацию к стенду или прослушайте фрагмент аудиоэкскурсии № 21 на стенде «Победы нашей ликовало утро». Напишите фамилию командира полка, осуществившего поставленную задачу, его звание и награду, которой был удостоен за успешно проведенную операцию.
10. В экспозиции музея находится мундир ветерана Великой Отечественной войны, одного из основателей нашего музея, историка Николая Михайловича Алещенко. Пройдя всю войну, Николай Михайлович решил посвятить себя изучению истории Великой Отечественной войны, героизму народа на фронте и в тылу. В музее представлена коллекция книг Н.М. Алещенко. Познакомьтесь с тематикой его научных трудов и напишите названия книг, имеющих прямое отношение к тематике нашего музея.
Желаем удачи!