1. В зале «Связь времен» изучите фотографии фабричного городка и выпишите минимум пять зданий, которые были построены во второй половине XIX века.
2. В зале «Связь времен» находится один из самых больших экспонатов нашего музея — кран-балка с ручной талью (или тельфер). На Раменской бумагопрядильной фабрике он использовался для подъема грузов. Какой максимальный вес он мог поднять?
3. В бронзовом веке (примерно 2,5 тысячи лет до н.э.) на территории центральной России жили племена фатьяновцев, относящиеся к культуре боевых топоров и шнуровой керамики. В зале «Связь времен» найдите в витрине, посвященной археологии, артефакт, относящийся к этому периоду, и запишите, из какого материала он создан.
4. Этот герой древнегреческой мифологии славился как певец и музыкант. Его жена — лесная нимфа — была укушена змеей и умерла. Сила его любви была такова, что он отправился за ней в царство мертвых. Аид обещает вернуть его возлюбленную, но оба должны соблюдать правило — не оглядываться во время обратного пути. Они его не выполнили, и его возлюбленная покинула его навсегда. Найдите в зале «Забытые дворянские усадьбы» экспонат с героем этого древнегреческого мифа, запишите название предмета и имена героев мифа.
5. В зале «Забытые дворянские усадьбы» найдите экспонаты, элементы которых вы видите на картинках, и определите, какой из них является лишним и почему.
А) Б) В) Г)
6. В зале «На страже границ Отечества» есть раздел, посвященный Отечественной войне 1812 года. По рязанской дороге от Москвы шли русские и французские войска, а на территории Бронницкого уезда (бывший Раменский район) начинался известный Тарутинский марш-маневр.
Изучите карту, изображающую этот фланговый маневр, найдите Боровский мост. Рядом располагается курган, неотмеченный на карте (его изображение представлено в экспозиции), с которого, по легенде, русский генерал-фельдмаршал наблюдал за горящей Москвой.
Запишите, как называется этот курган.
Под руководством какого полководца был совершен Тарутинский марш-маневр? Запишите.
7. Этот русский аристократ был героем Отечественной войны 1812 года. Он прославился тем, что его организованные «летучие» отряды досаждали вторгшемуся в Российскую империю неприятелю в его тылах, захватывали и уничтожали французские склады с продовольствием и фуражом, а также нападали на небольшие группы солдат и офицеров. Напишите имя и фамилию этого бравого гусара и выберите изображение с его портретом.
А) Б) В) Г)
8. Изучите экспозицию «Крестьянский быт», найдите часть избы, которая называлась сени, – обычно там хранились орудия для обработки земли, мужские рабочие инструменты и изделия ручного труда. Производство этого предмета обихода в крестьянской семье считалось легкой мужской работой (поэтому слово «лыко» имеет в русском языке дополнительное значение — «легкое дело»; «лыка не вяжет» — не может справиться с элементарным делом). Про него было сложено немало пословиц и поговорок: им и щи не хлебали, и на руку не надевали, и звонить в него бесполезно. Найдите в экспозиции описанный предмет, запишите, что это.
9. В зале «Страницы истории гжельского промысла» внимательно рассмотрите экспонаты. В одной из витрин располагается необычная по форме кружка, выполненная в XIX веке на одном из гжельских заводов. Это было время расцвета фарфоровой промышленности в России, а также и боевой славы России. Тогда каждый завод боролся за своего покупателя, предлагая что-то необычное и оригинальное. Вот и этот предмет, вероятно, выпускался как сувенирная продукция в период русско-турецких войн, в которых чаще побеждала Российская империя. Напишите, что это за предмет.
10. В первой четверти XIX века изделия в Гжели стали расписывать кобальтовой краской по белому под влиянием моды на голландские изразцы и китайский фарфор. А в середине XX века такая роспись становится основной. Но это не значит, что все произведения становятся одинаковыми — наоборот, у мастеров появляется возможность проявить себя: выделиться формой, сюжетом, оригинальным исполнением. В зале «Страницы истории гжельского промысла» найдите следующие экспонаты XX века и соотнесите их с авторами. В ответе запишите четыре пары в формате «буква — цифра».
А) Б) В) Г)
Желаем удачи!