
Музей русского быта по сусекам
г. Москва, Берсеневская набережная, д.18-20-22, стр.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. Разгадайте ребус и узнайте, как назывался разметочный инструмент, который помогал крестьянам для различных нужд. Найдите эти предметы в нашем музее и напишите их название и из каких двух материалов их изготавливали.
2. Посмотрите на картинку. У хорошей хозяйки этот предмет применялся для различных нужд. Большая применялась для хлебного теста, поменьше — для жидкого теста, блинов, киселей, а самая маленькая — для взбивания яичных белков. Делали ее из ели или сосны. Напишите, для чего использовали похожий предмет из нашего музея. Ответ ищите в экспозиции № 3.
3. Найдите в музейной экспозиции предметы, в названии которых заложено подобное действие.
Пример: мялка — мять; крупорушка — крупу «рушить».
Запишите названия двух таких предметов и их действия.
Пример: мялка — мять; крупорушка — крупу «рушить».
Запишите названия двух таких предметов и их действия.
4. Лапти — самый доступный вид обуви в деревне. Крестьяне плели себе лапти из того, что было под рукой: из коры липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Кроме того, для плетения лаптя нужны были и специальные приспособления. Найдите два приспособления в нашем музее (экспозиция № 1) и запишите их названия.
5. Эта печная утварь есть в каждой избе, где есть русская печь. Про этот предмет сложена загадка: «В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках». Он не только незаменимый помощник в приготовлении пищи, но и мог применяться в качестве оружия. Найдите отгадку в нашем музее, рассмотрите и попробуйте поработать им. Для выполнения самой тяжелой работы вам пригодится его «помощник». Запишите названия этого предмета и его «помощника».
6. Если в литературе, искусстве или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой. И главное орудие для пряжи — веретено. Это небольшая круглая палочка, заостренная с двух концов и утолщенная книзу. Прядение нити происходит благодаря вращению веретена вокруг своей оси для получения длинной и прочной нити. Найдите в нашем музее веретена и рассмотрите их. На одном из них «добавлен» необычный предмет. Узнайте, что это, и запишите название.
7. Приготовление этого продукта в крестьянской семье доверяли только женщинам, но даже они занимались этим рано утром, подальше от чужих глаз, так как считалось, что недоброжелательный взгляд мог испортить этот ценный продукт. Изготавливали его из слегка скисшего молока, сливок или сметаны с помощью специального приспособления. Найдите в нашем музее (экспозиция № 3) такое приспособление, запишите его название.
8. Этот колокольчик с пестиком надевали на шею домашним животным: коровам и лошадям, чтобы контролировать их местонахождение, пока стадо находилось на выпасе. Такие колокольчики были простыми, недорогими и издавали глухой звук, который не нравился хищникам. При этом каждый такой колокольчик обладал собственным видом и «голосом». Найдите в экспозиции № 5 колокольчики с одинаковым названием и запишите, каких двух форм они бывают.
9. Найдите в музее предмет (экспозиция № 5), при помощи которого Дед Мазай спасал зайцев (он держит его в руках на картинке). Запишите его название и как его использовали в быту.
10. В нашем музее представлена емкость из дерева, которая служила для сбора молока прямо в поле, где паслись коровы. После сбора ее обычно накрывали чистой льняной тряпицей и несли в дом порадовать семью свежим парным молоком. Найдите такую емкость в экспозиции № 3 и запишите, как она называется и для чего ей такой носик.
Желаем удачи!