1-й этаж
Кабинет Брюсова

1. В кабинете Валерия Брюсова на рабочем столе лежит большая открытая книга «Поэзия Армении» (М., 1916), на развороте которой изображена миниатюра в средневековом стиле. Основой для создания этого рисунка стал хоран Мугнийского Евангелия. Художник работал над рисунком в Тифлисе в 1915 г., когда шла подготовка к созданию книги армянской поэзии.
Запишите имя и фамилию этого известного армянского художника.
2-й этаж
Центральный зал

2. Найдите в зале фотографию участников общества «Среда», созданного писателем-реалистом Н. Д. Телешовым. В объединение входили писатели, певцы, публицисты. У каждого участника объединения был свой псевдоним, связанный с московским топонимом. Известный русский писатель, будущий Нобелевский лауреат 1933 г., на заседаниях «Среды» позволявший себе колкие беспощадные высказывания по поводу читавшихся собратьями по перу произведений, имел прозвище «Живодерка». Напишите имя и фамилию этого писателя.
3. В зале экспонируется портрет поэта, критика, мемуариста В. Ходасевича. Автору этого портрета, племяннице поэта, принадлежит еще один, представленный в музее. Он висит над лестницей между вторым и третьим этажами, портрет поэта и переводчика К. Липскерова.
Запишите имя и фамилию художницы.
Зал символизма
4. В одной из витрин находится журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1903 – 1904 гг. В нем печатались стенограммы заседаний петербургских религиозно-философских собраний, стихи, проза, критические статьи. В этом журнале одна из его создательниц, в то время уже известная писательница, поэт, публицист, выступала как критик, впервые подписавшись псевдонимом «Антон Крайний» и затем используя его.
Запишите имя и фамилию этой писательницы.
5. Как называлось символистское издательство, которое арендовало помещение в новой, только что построенной в то время, гостинице в стиле модерн «Метрополь» в центре Москвы? (Подсказка: книги, выпускавшиеся этим издательством, можно найти в центральной инсталляции зала возле окна).
Напишите названия издательства.
Зал акмеизма
6. В самом начале зала, на стене слева, висит портрет поэта-классика, предтечи акмеистов, учителя А. Ахматовой, директора Николаевской Царскосельской гимназии и учителя Н. Гумилева. Педагог и переводчик, он публиковал стихи под псевдонимом «Ник. Т-о». Напишите имя и фамилию этого поэта.
7. В первом стихотворном сборнике «Вечер» (СПб., 1912) А. Ахматова, проводившая в юности много времени в Царском Селе, посвятила одно из стихотворений юному А. С. Пушкину, не назвав его имени. В следующем своем сборнике стихов, «Четки» (СПб., 1914), Ахматова снова включила это же стихотворение, несколько изменив его текст, но оставив неизменной первую строку. Среди сборников стихов в витринах в центре зала акмеизма вы найдете сборник, открытый на странице с текстом стихотворения. Запишите его первую строку.
Зал футуризма
8. На одной из вертикальных витрин находится атрибут, относящийся к футуристической опере по пьесе А. Крученых. Это эскиз занавеса к опере. Автором эскиза и костюмов к спектаклю стал молодой художник, имя которого ныне хорошо известно во всем мире. Запишите его имя и фамилию.
9. Обратите внимание на две вертикальные витрины в зале. В витрине напротив окна находится издание первой части первого тома собрания сочинений А. С. Пушкина (М., 1920), над которым работал В. Я. Брюсов, известный пушкинист своего времени. В другой вертикальной витрине, напротив, находится рукопись стихотворения, также посвященного Пушкину. Запишите фамилию и инициалы автора этого стихотворения.
10. Серебряный век заканчивался в 1920-х гг. бурным и устным, так называемым «кафейным периодом». Сложности с бумагой и, в связи с ее дефицитом, невозможность для многих авторов печатать книги обернулись устными активными выступлениями на разных сценах: от крошечных маленьких «интимных» театров до ревущей большой аудитории Политехнического музея.
Посмотрите на афиши в зале и запишите минимум три названия существовавших тогда «литературных площадок».
Желаем удачи!