
Государственный музей истории ГУЛАГа
г. Москва, 1-й Самотечный переулок, дом 9, строение 1
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Каждый из экспонатов зала «Двери» связан с судьбами конкретных людей. В решении этой загадки вам поможет описание дверей-экспонатов.
2. Познакомьтесь с определением слова «филенка».
Филенка (от немецкого Füllung — «начинка») — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглубленная или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филенкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Найдите в зале «Двери» те экспонаты, которые можно назвать филенчатыми.
Запишите их номера (минимум 3 номера).
Филенка (от немецкого Füllung — «начинка») — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглубленная или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филенкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.
Найдите в зале «Двери» те экспонаты, которые можно назвать филенчатыми.
Запишите их номера (минимум 3 номера).
3. В зале №1 на большом фотографическом панно изображена смена символов на башнях Московского Кремля. Двуглавых орлов сменяют пятиконечные звезды.
В Москве много объектов постройки 1920–1950-х годов, которые «увенчаны» большими звездами. В одном из залов в завершении экспозиции найдите схожее фотографическое панно и ознакомьтесь со строительством знакового для Москвы здания (со звездой на вершине).
Запишите, в строительстве каких этажей этого здания принимали участие заключенные ГУЛАГа.
4. В зале №2 познакомьтесь с идеологами репрессий. Их цитаты вы можете прочитать, обратив внимание на красные нити. Запишите инициалы и фамилии авторов цитат, видных политических деятелей СССР, один из которых был убит в Мексике агентом НКВД, а другой был расстрелян в 1938 году как «враг народа».
В. Ленин | У нас выхватывают отдельные ошибки Чрезвычайных комиссий и плачут, и носятся с ними, мы же говорим, что на ошибках мы учимся. |
? | Репрессия для достижения хозяйственных целей есть необходимое орудие социалистической диктатуры. |
Ф. Дзержинский | Необходимо будет далее заняться действительно организацией принудительного труда (каторжных работ) – лагеря с колонизацией незаселенных мест и железной дисциплиной. Мест и пространств у нас достаточно. |
? | …Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является… методом выработки коммунистического человеческого материала капиталистической эпохи. |
5. Считается, что этот материал попал на Землю в момент формирования земной коры вместе с астероидами, которые ее бомбардировали. Он составляет приблизительно 4% от веса Марса, также его залежи найдены на Луне. Его часто применяют при производстве фейерверков (дает яркое белое пламя с обилием красивых искр). Когда не было его массовой добычи, он воспринимался как драгоценный материал, и даже Наполеон III велел отлить пуговицы для своего мундира из него. Некогда он действительно был дороже золота.
В зале, посвященном Соловецкому лагерю особого назначения, найдите предмет, изготовленный из этого материала. Напишите название этого экспоната.
6. В поиске ответа на этот вопрос вам помогут залы №6 и №7.
В связи с награждением В. Меркулова Знаком почетного работника ВЧК-ГПУ один из руководителей органов государственной безопасности отправляет из Тифлиса в Батуми поздравительную телеграмму.
Найдите на экране с морфингом* портретов государственных деятелей автора телеграммы. В качестве ответа запишите фамилию и должность того, кого он сменяет в этой визуальной последовательности.
*Морфинг — технология компьютерной анимации, создающей впечатление плавной трансформации одного объекта в другой.
*Морфинг — технология компьютерной анимации, создающей впечатление плавной трансформации одного объекта в другой.
7. В лагерях по надуманным обвинениям оказывались абсолютно разные люди: крестьяне, рабочие, представители интеллигенции, руководители, военные. Каждый человек определял собственную стратегию выживания в лагере.
Иногда выживать помогали профессиональные знания и навыки заключенного. В музее в разных залах (№9 и №13) представлены экспонаты, связанные с судьбами художника и скульптора. Один оформлял спектакли в Театре Вятского лагеря (Например, комическую оперу «Запорожец за Дунаем»), а другой ваял скульптуры для оформления Дома Культуры в Магадане. Художник и скульптор — однофамильцы.
Запишите фамилию.
8. В зале, который рассказывает о смертности в лагерях, ознакомьтесь со следующими документами:
- Сообщением Прокурора СССР А. Вышинского Наркому внутренних дел СССР Н. Ежову «О неудовлетворительных условиях содержания заключенных»;
- Указанием Начальника ГУЛАГа НКВД СССР В. Наседкина «О правилах оформления диагнозов заключенных, умерших от истощения»;
- Спецсообщением Оперативного отдела ГУЛАГа «Об увеличении смертности в Унженском ИТЛ по причине недостаточного питания»;
- Сообщением Прокурора СССР В. Бочкова Наркому внутренних дел СССР Л. Берии «О тяжелом положении с питанием и высокой смертности заключенных в Северо-Уральском и Северо-Печорском ИТЛ».
Запишите, какой реквизит (обозначение, словосочетание), используемый на всех этих документах, доказывает, что содержащаяся в них информация некогда составляла государственную тайну.
- Сообщением Прокурора СССР А. Вышинского Наркому внутренних дел СССР Н. Ежову «О неудовлетворительных условиях содержания заключенных»;
- Указанием Начальника ГУЛАГа НКВД СССР В. Наседкина «О правилах оформления диагнозов заключенных, умерших от истощения»;
- Спецсообщением Оперативного отдела ГУЛАГа «Об увеличении смертности в Унженском ИТЛ по причине недостаточного питания»;
- Сообщением Прокурора СССР В. Бочкова Наркому внутренних дел СССР Л. Берии «О тяжелом положении с питанием и высокой смертности заключенных в Северо-Уральском и Северо-Печорском ИТЛ».
Запишите, какой реквизит (обозначение, словосочетание), используемый на всех этих документах, доказывает, что содержащаяся в них информация некогда составляла государственную тайну.
9. В залах музея во встроенных стеклянных кубических витринах представлены истории людей. Каждую историю сопровождает небольшой аудиорассказ. Для того, чтобы прослушать его, необходимо взять черный наушник.
Найдите историю о человеке, аудиорассказ о котором начинается со слов «В 1915 году я отнес свое стихотворение учителю русского языка…». Внимательно изучите витрину. На странице поэтического сборника автор от руки написал строки, не включенные в опубликованный текст. Запишите, чего опасался поэт.
10. В зале №14 так же, как и в других залах, вы можете обнаружить таблички с фотографиями и именами тех выдающихся людей, которые были репрессированы в разные годы. Найдите табличку с информацией о человеке, фотографии которого представлены на иллюстрациях к вопросу:
Желаем удачи!