1. Каждый из экспонатов зала «Двери» связан с судьбами конкретных людей. В решении этой загадки вам поможет описание дверей-экспонатов.

В качестве ответа запишите номер двери, который соответствует слову по вертикали.
2. После прихода к власти большевиков в 1917 году в нашей стране стали создаваться концентрационные лагеря, куда отправлялись в том числе люди, считавшиеся «классовыми врагами». По надуманному обвинению в один из таких лагерей попала дочь писателя Льва Толстого — Александра. Найдите витрину с рассказом о ней. Познакомьтесь с ее судьбой. Узнайте, в какой лагерь она была отправлена. На карте Москвы найдите этот лагерь. В качестве ответа запишите название тюрьмы, которая наиболее близко расположена к найденному вами лагерю.
3. В зале №2 познакомьтесь с идеологами репрессий. Их цитаты вы можете прочитать, обратив внимание на красные нити. Заполните пропуски, обозначенные знаками вопросов.
В. Ленин «У нас выхватывают отдельные ошибки ______?_______ и плачут, и носятся с ними, мы же говорим, что на ошибках мы учимся.»
Л. Троцкий «Репрессия для достижения хозяйственных целей есть необходимое орудие социалистической ____?_____.»
_____?_____ «Необходимо будет далее заняться действительно организацией принудительного труда (каторжных работ) – лагеря с колонизацией незаселенных мест и железной дисциплиной. Мест и пространств у нас достаточно.»
Н. Бухарин «…Пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является… методом выработки коммунистического ______?________ капиталистической эпохи.»
4. Один из первых лагерей, который стал местом заключения для многих наших соотечественников, был создан на Соловецких островах в Белом море. Его название многие знают как СЛОН (Сокращение по первым буквам: Соловецкий Лагерь Особого Назначения). Найдите фотоальбом, который рассказывает о нем. Фотоальбом создавали не заключенные, а их охранники. На одном из снимков, запечатлевшем сотрудников лагеря за учебой, попытайтесь разобрать, какую тему проходят «учащиеся», а также, изучив оформление «класса», запишите, что указывает цель для винтовок сотрудников СЛОНа.
5. В нашей стране в прошлом веке силами заключенных построили несколько судоходных каналов протяженностью в сотни километров. Тысячи заключенных погибли на этих стройках. Найдите витрину, посвященную участнику Первой мировой войны, который был строителем канала «Москва-Волга». В витрине найдите словарь. Этот словарь нам помогает понять язык, на котором мы просим записать в качестве ответа фразу «Москва – порт пяти морей».
6. О смерти говорить всегда тяжело. Но не говорить о ней, рассказывая о ГУЛАГе, нельзя. Свыше 2 000 000 человек умерло в лагерях. О смерти говорит и документ, который вы найдете в музее в зале, рассказывающем о смертности в лагерях. Это выписка из книги записи актов Салехардского ЗАГСа о смерти за 1950 год. Посчитайте средний возраст умерших и погибших, информация о которых отражена на одной этой странице.
7. В залах музея вы видели истории людей, представленные во встроенных стеклянных витринах. Каждую историю сопровождает небольшое аудиоповествование. Для того, чтобы прослушать его, необходимо взять черный наушник. Найдите историю о человеке, аудиорассказ о котором начинается со слов «В 1915 году я отнес свое стихотворение учителю русского языка…». На странице поэтического сборника «Огниво» автор дописал строки, не включенные в опубликованный текст (опасался не пройти цензуру). В зале, рассказывающем о стратегии выживания и лагерном быте, найдите предмет, ожидание удара которого было страшным и тревожным. Запишите, откуда этот предмет был доставлен в музей. (В этом поможет описание предмета на этикетке).
8. Дети репрессированных родителей очень часто подвергались унижениям и лишениям, как «дети врагов народа». Перед вами иллюстрации книжечки, которую Ольга Раницкая в заключении создавала для своего сына — Саши. Эту книгу вы можете найти в зале «Репрессированное детство».

Напишите, как называется эта книжечка.
9. В одной из витрин вы с легкостью найдете скорняжную расческу, принадлежавшую Юлии Пашаевой. Юлия Михайловна после расстрела родителей скиталась по детским домам. У нее даже не сохранилось ни одной фотографии ее расстрелянных родителей. Юлия Михайловна всю жизнь проработала дизайнером меховых изделий, а ее инструменты, рассказывающие о ее труде и самостоятельной жизни, представлены в витрине. Внимательно изучив витрину, запишите, какой длины (в сантиметрах) портновский сантиметр.
10. В последнем зале экспозиции диктор читает имена репрессированных людей. Судьба каждого уникальна. Многие из них были расстреляны, кто-то сослан в далекие регионы, другие заключены в лагеря и тюрьмы. Многие умерли во время перевозки в места лишения свободы или погибли в лагерях. Могилы этих людей до сих пор пытаются найти потомки. Вслушайтесь в имена и фамилии. Запишите фамилии 5 человек, зачитанных диктором друг за другом. Начать фиксировать фамилии вы можете в любой момент. Главное: указать фамилии людей, озвучиваемых по порядку.
Желаем удачи!