
ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей
Москвы»
Отдел «Музей археологии Москвы»
г. Москва, Манежная площадь, дом 1а
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
1. Внимательно изучите информационный плакат при входе на выставку и предметы в витринах, посвященных памятникам бронзового века и городищам раннего железного века (дьяковская культура). Выберите тот вариант ответа, в котором указан археологический памятник, не представленный в этих витринах.
1. Внимательно изучите информационный плакат при входе на выставку и предметы в витринах, посвященных памятникам бронзового века и городищам раннего железного века (дьяковская культура). Выберите тот вариант ответа, в котором указан археологический памятник, не представленный в этих витринах.
- А) Стоянка, городище, курганная группа;
- Б) Курганная группа, лабиринт, селище;
- В) Городище, селище, стоянка;
- Г) Селище, курганная группа, стоянка.
2.
Подойдите к витрине, рассказывающей о памятниках эпохи неолита – нового каменного века. Изучите информацию и находки, представленные в ней, и разгадайте кроссворд. В ответе запишите все отгаданные слова по порядку.

- 1. Предмет, который указывает на то, что люди использовали лодки.
- 2. Крупное хищное животное, обитавшее в Подмосковье, в том числе, в эпоху неолита.
- 3. Глиняное изделие, использовавшееся для приготовления пищи.
- 4. Метательное оружие для охоты.
- 5. Приспособление, при помощи которого люди могли передвигаться по снегу.
3. Рассмотрите настенную витрину, где представлена карта археологических памятников на территории Москвы. Какой вид памятника был обнаружен в самом сердце нашего города – на территории Кремля?
ОСНОВНОЙ ЗАЛ
4. Подойдите к витрине, посвященной новому каменному и бронзовому векам. Запишите, какой предмет использовался для шлифовки изделий из камня.
4. Подойдите к витрине, посвященной новому каменному и бронзовому векам. Запишите, какой предмет использовался для шлифовки изделий из камня.
5. Изучите витрину, посвященную дьяковской археологической культуре. Отгадайте загадку:
«Согнут в дугу, Летом – на лугу,
Зимой – на крюку».
Найдите в витрине загаданный предмет. В ответе укажите, что это за вещь и из какого материала она сделана.
«Согнут в дугу, Летом – на лугу,
Зимой – на крюку».
Найдите в витрине загаданный предмет. В ответе укажите, что это за вещь и из какого материала она сделана.
6. В витрине, где экспонируются предметы из древнерусских поселений и курганных захоронений, найдите браслеты. Такие украшения не только радовали владелицу, но и не давали ниспадать длинным рукавам рубахи. В ответе укажите, какие типы браслетов здесь представлены.
7. Изучите Испанский, Ипатьевский и клад Старого Гостиного двора в витринах основного зала и клад русских монет XVI–XVII вв. на нижнем ярусе, а также информацию о них. Расположите клады по дате их обнаружения, начиная с самого последнего, найденного археологами.
- А) Клад русских монет XVI–XVII вв.;
- Б) Ипатьевский клад;
- В) Клад-гигант со Старого Гостиного двора;
- Г) Испанский клад.
НИЖНИЙ ЯРУС
8. Рассмотрите женские славянские украшения XII века в витрине с реконструкцией костюма по археологическим данным. Из каких материалов изготавливали украшения, которые женщины носили на шее? Выпишите все эти материалы.
8. Рассмотрите женские славянские украшения XII века в витрине с реконструкцией костюма по археологическим данным. Из каких материалов изготавливали украшения, которые женщины носили на шее? Выпишите все эти материалы.
ВЕРХНИЙ ЯРУС
9. Рассмотрите древнейшие предметы в витрине, посвященной раскопкам на Манежной площади. Фрагмент какого глиняного изделия представлен в витрине?
9. Рассмотрите древнейшие предметы в витрине, посвященной раскопкам на Манежной площади. Фрагмент какого глиняного изделия представлен в витрине?
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
А) Ойнохойя; | Б) Кратер; | В) Амфора; | Г) Килик. |
10. Подойдите к витрине, посвященной предметам вооружения и быта XVII века. Выпишите название инструмента, с помощью которого можно было высечь искру и починить ружье.
Желаем удачи!