1. Перед вами – стихотворение Ивана Бунина «Ритм», которое Александр Гольденвейзер положил на музыку.
Часы, шипя, двенадцать раз пробили
В соседней зале, темной и пустой,
Мгновения, бегущие чредой
К безвестности, к забвению, к могиле,
 
На краткий срок свой бег остановили
И вновь узор чеканят золотой:
Заворожен ритмической мечтой,
Вновь отдаюсь меня стремящей силе.
 
Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет
И слышу сердца ровное биенье,
И этих строк размеренное пенье,
И мыслимую музыку планет.
 
Все ритм и бег. Бесцельное стремленье!
Но страшен миг, когда стремленья нет.
 
По легенде, в романсе звучит бой необычных часов, которые отец Александра Гольденвейзера, Борис Соломонович, подарил жене Варваре Петровне на рождение Саши. Найдите часы в музее, напишите название этих часов, а также укажите, почему часы называются именно так.
2. Зная год рождения Александра Гольденвейзера – 1875 г., – найдите среди его фотографий в кабинете и концертном зале тот портрет, на котором А.Б. Гольденвейзер ближе всего к вам по возрасту, напишите его название и год съемки.
3. Среди старинных звучащих экспонатов музея-квартиры найдите самый поздний. Напишите его название и год производства.
4. Александр Гольденвейзер дружил и концертировал со многими яркими музыкантами своей эпохи. Одним из них был Сергей Рахманинов. Известно, что именно в доме у Гольденвейзера в 1901 году был исполнен впервые знаменитый Рахманиновский «хит» — Второй фортепианный концерт до минор, позже нередко звучавший в культовых советских и зарубежных фильмах. Найдите в музыкальной комнате и концертном зале не менее трех свидетельств дружбы музыкантов. Запишите названия этих предметов.
5. Александр Гольденвейзер написал несколько опер, одна из них – на рассказ Ивана Тургенева «Певцы» из «Записок охотника», где речь идет о соревновании двух певцов. Исследуйте экспонаты концертного зала и напишите имя и фамилию известного певца, с которым Гольденвейзера связывала дружба и совместное творчество.
6. У Александра Гольденвейзера не было своих детей, но было много воспитанников. Одного из них музыкант взял в дом шестилетним мальчиком и вырастил из него выдающегося пианиста, педагога и музыковеда. Найдите и запишите названия не менее трех снимков с изображением этого музыканта. Также запишите года, когда была сделана каждая из фотографий.
7. Среди экспонатов музея-квартиры А.Б. Гольденвейзера есть вещи, указывающие на особое внимание музыканта к европейской эпохе Возрождения. В кабинете и столовой найдите изображения писателей и художников этой эпохи. Напишите названия этих изображений.
8. Вспоминая Александра Борисовича, многие его ученики признавались: он был для них больше, чем учителем фортепиано. Одна из них, Виктория Папандопуло писала: «Александр Борисович был для меня не только учителем музыки, но и учителем жизни, нравственным примером. Я на всю жизнь сохранила глубокую благодарность к своему Учителю, которого считаю своим духовным отцом». Талантливая пианистка стала замечательным скульптором. Найдите среди экспонатов портрет ученицы А.Б. Гольденвейзера работы В. Попандопуло. Запишите ее имя и фамилию.
9. Александр Гольденвейзер любил театр. Особым его вниманием пользовался Московский Художественный театр: музыкант был дружен с Константином Станиславским и его родными, с Владимиром Немировичем-Данченко, артистами, нередко играл на устраиваемых в театре музыкальных вечерах. В холле и столовой найдите не менее 4 предметов, связанных с Московским Художественным театром, укажите их названия.
10. Приведите в соответствие изображения и названия старинных предметов мебели музея-квартиры:
А) Б) В) Г)
Желаем удачи!