
Пресня (отдел Современной истории)
Москва, Большой Предтеченский пер. д.4
Вопросы очного тура
вопросы категории 1-2 класс
Мы рады приветствовать вас в стенах нашего музея, в котором мы рассказываем о том, как жили простые люди в прошлом столетии, о том, какие вещи их окружали, чем они пользовались. В некоторых вы узнаете предметы, которыми пользуются и в наши дни, а некоторые предметы остались в прошлом и теперь совсем не нужны. Будто на машине времени вы пролетите из 1900-х годов в 1980-е.
1. Перед вами комната работницы текстильной мануфактуры 1900-х годов, в которой жила девушка в самом начале прошлого века. Осмотрите ее и ответьте на вопрос: какой предмет из перечисленных отсутствует в комнате?
- А. Кровать-раскладушка;
- Б. Самовар;
- В. Керосиновая лампа;
- Г. Тазик для стирки.
2. Напротив комнаты девушки расположен кабинет-приемная управляющего текстильной мануфактурой (фабрика по производству тканей) 1900-х годов. Кабинет, в отличие от комнаты девушки, богато украшен, в нем красивая и дорогая мебель. Осмотрите внимательно кабинет и выберите из списка предмет, который отсутствует в нем.
- А. Книжный шкаф;
- Б. Письменный рабочий стол;
- В. Печь;
- Г. Альбом с образцами тканей.
3. Теперь снова осмотрите два интерьера: комнату работницы и кабинет управляющего — и выберите, какой предмет присутствует в обоих помещениях.
- А. Книга;
- Б. Тетрадь;
- В. Свеча;
- Г. Фотография.
4.
В следующем интерьере, кабаре «Летучая мышь» 1910-х годов, разгадайте кроссворд и выпишите ответы на вопросы.

- По горизонтали:
- 1. Какой предмет расположен на тарелке у отсутствующего гостя и у девушки, которая сидит за столом?
- 2. Как называется основной предмет для размещения блюд и угощений индивидуально у каждого гостя?
- По вертикали:
- 1. С помощью какого предмета присутствующие за этим столом будут принимать пищу?
- 2. Какой предмет сервировки стола является общим для всех, кто за ним сидит? Обычно в нем располагаются цветы или фрукты.
5. Осмотрите интерьер и мебель коммунальной квартиры — комнату эпохи военного коммунизма (1918–1920-е) и комнату 1930-х годов, ознакомьтесь с описаниями и запишите полное название предмета мебели, который ориентирует во времени обитателей коммунальной квартиры.
6. На кухне коммунальной квартиры жильцы не только готовили еду, но и стирали свое белье и вещи. Осмотрите интерьер и ознакомьтесь с описанием. Запишите, в чем стирали обитатели коммунальной квартиры.
7. На кухне коммунальной квартиры готовили, но на чем? В эти трудные годы после войны и революции готовили на предметах, которые назывались «керосинки» и «керогазы». Их устанавливали на кухонных столах, заливали в них керосин, поджигали конфорку, расположенную сверху, и ставили на огонь кастрюлю или чайник. Осмотрите интерьер кухни, ознакомьтесь с описанием и выберите, сколько на кухне керосинок и сколько керогазов.
- А. Два керогаза и одна керосинка;
- Б. Две керосинки и один керогаз;
- В. Три керосинки;
- Г. Три керогаза.
8. Подойдите к пионерской комнате. В ней мы расположили разные предметы, которыми пользовались дети, участники пионерского движения (дети 5–8 классов). Среди вымпелов, размещенных в интерьере, есть один, который принадлежал другой детской организации, на нем изображены ее символы. Осмотрите интерьер, ознакомьтесь с описанием и запишите, о какой организации идет речь.
9. В интерьере пионерской комнаты расположена игра, которая была очень популярна у детей и взрослых в прошлом столетии, она популярна и сейчас, только появилась возможность играть в нее в электронном виде, на экране телефона или компьютера. Осмотрите интерьер и запишите, как называется эта игра.
10. В советское время практически все дети проводили свое лето в этих учреждениях. В них они знакомились с детьми из других школ и городов, занимались полезным трудом, например, помогали пожилым людям и, конечно, играли в самые разнообразные игры. Осмотрите интерьер пионерской комнаты и запишите, как назывались эти учреждения. Изображение одного из них есть в нашем интерьере.
Желаем удачи!