
Музей железнодорожного транспорта Московской
железной дороги
г. Москва, ул.Кожевническая, д.2
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Изучите раздел, посвященный «Железным дорогам середины XIX века ‒ начала XX века». Внимательно прочитав документы, найдите и запишите фамилию и звание чиновника, который инспектировал только что построенную Троицкую железную дорогу до Сергиева Посада.
2. В Российской империи железные дороги строили предприниматели на свои деньги, а также привлекали другие частные средства, выдавая вместо них облигации. Облигация — это долговая расписка, в которой предприниматель обязуется вернуть деньги их обладателю с процентами, которые указываются в облигации.
Найдите во второй витрине зала облигацию Общества Рязанско-Уральской железной дороги. В ответе запишите, на какую сумму эта облигация и в валюте какой страны указана стоимость облигации.
3. Главным экспонатом нашего музея является паровоз У-127, внимательно осмотрите его, а также изучите все материалы, представленные об этом паровозе в экспозиции. Найдите осевую формулу паровоза серии У. Осевой формулой называют условное описание основных параметров экипажной части локомотива, описывающее количество, размещение и назначение осей (колесных пар).
На основе представленных материалов напишите, какие еще серии паровозов, эксплуатировавшиеся в Российской империи в начале XX века, имели такую же осевую формулу, как и у паровоза серии У.
4. Изучив экспозицию музея, найдите уникальный в настоящее время четырехосный деревянный багажный вагон № 1691. Запишите, какой вид сцепки у этого вагона.
5. Изучите раздел, посвященный Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войне. Найдите и запишите, кому давалось право свободного пропуска повсюду.
6. В разделе «Железные дороги в годы первых пятилеток (1929‒1941)» найдите витрину, посвященную движению «Женщины, на паровоз!». Ознакомившись с представленными документами, проследите биографию одной из первых женщин-машинистов. В ответе запишите ее фамилию и инициалы, а также должности, которые она занимала, указанные в документах.
7. В разделе, посвященном реконструкции железных дорог в годы первых пятилеток, можно найти материалы: ролик и плакаты, макет, — которые рассказывают об изменениях сцепных устройств, позволивших ускорить формирование поездов, а также увеличить их вес.
Это новое устройство позволяло осуществлять сцепление единиц подвижного состава без участия, либо при минимальном участии человека. В результате стала более безопасной профессия сцепщика — человеку не нужно пролезать под буферами, тогда как раньше при ошибке сцепщика могло зажать вагонами. Сокращалось время сцепки и расцепки вагонов.
Как называется данное сцепное устройство?
8. Василий Тимофеевич Осипов во время Великой Отечественной войны (1941‒1945) разработал метод, позволивший ускорить продвижение вагонов и составов более чем в восемь раз. Этот метод сыграл особую роль в подготовке к Сталинградской битве. Позже, защитив кандидатскую и докторскую диссертации, Осипов стал видным специалистом в области логистики железнодорожных перевозок. Изучив раздел, посвященный В.Т. Осипову, запишите, как полностью назывался разработанный метод расчета графиков движения поездов.
9. Внимательно изучите раздел «Великая Отечественная война (1941‒1945)», на одном из стендов найдите приказ № С-568/Ц о создании Военно-эксплуатационных отделений (ВЭО). В ВЭО № 30 вошла Московская окружная железная дорога (МОЖД). После реконструкции в 2012‒2016 годах на основе МОЖД стало действовать Московское центральное кольцо (МЦК). Используя представленные документы и схемы МЦК, напишите, какие станции Московского центрального кольца совпадают по названию со станциями МОЖД, входивших в ВЭО № 30.
Схема МЦК
10. В разделе «Московская железная дорога в 1950‒1980-х годах» найдите фотографию первого начальника объединенной Московской железной дороги, возглавившего ее в 1959 году. В ответе запишите его фамилию, инициалы, звание.
Желаем удачи!