
Московский дом Достоевского
Москва, ул. Достоевского, д. 2
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1-й этаж
1. В белом зале в витрине вы найдете послужной список отца писателя, Михаила Андреевича Достоевского. Он получал образование в Медико-хирургической академии, но, еще не завершив обучение, был отправлен на службу. Изучите в его послужном списке запись от 15 августа 1812 года и напишите, о каком событии сделана запись.
1. В белом зале в витрине вы найдете послужной список отца писателя, Михаила Андреевича Достоевского. Он получал образование в Медико-хирургической академии, но, еще не завершив обучение, был отправлен на службу. Изучите в его послужном списке запись от 15 августа 1812 года и напишите, о каком событии сделана запись.
2. В гостях у Достоевских в их квартире бывали родные со стороны матери. В белом зале вы увидите их портреты рядом с парным портретом родителей писателя, Михаила Андреевича и Марии Федоровны Достоевских. Узнайте, чем они помогли семье Достоевских, в ответе запишите их фамилию.
2-й этаж
3. Дебютный роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году. Произведение, получившее высокую оценку критиков и читателей, принесло писателю известность. Найдите этот сборник в экспозиции музея и запишите фамилии не менее трех писателей, публиковавшихся в этом сборнике, помимо Достоевского.
3. Дебютный роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» был опубликован в «Петербургском сборнике» в 1846 году. Произведение, получившее высокую оценку критиков и читателей, принесло писателю известность. Найдите этот сборник в экспозиции музея и запишите фамилии не менее трех писателей, публиковавшихся в этом сборнике, помимо Достоевского.
4. За участие в кружке Буташевича-Петрашевского, где обсуждали идеи социалистов-утопистов и критиковали современный политический режим, Достоевский был приговорен к каторге. Изучите экспозицию зала, посвященного делу петрашевцев, и узнайте, с помощью чего ограничивали передвижение арестантов. В ответе запишите букву, соответствующую верному варианту.
- А) Наручники;
- Б) Ножные кандалы;
- В) Веревки;
- Г) Колодки.
5. О времени, которое Достоевский провел на каторге в Омском остроге, он позднее написал повесть «Записки из Мертвого дома». В экспозиции зала, посвященного делу петрашевцев, вы увидите большое живописное полотно (самое большое в этом зале). Оно принадлежит кисти Константина Петровича Померанцева, современника Достоевского, и иллюстрирует сюжет повести.
Рассмотрите картину. Напишите связный текст, описывающий содержание картины. Один из персонажей ассоциируется с реальным историческим лицом — также напишите об этом.
Требования к тексту. Текст должен содержать не менее 2-х действий, которые совершают персонажи картины. Описание каждого из действий должно содержать: от 5 до 15 слов, не менее одного средства выразительности речи (метафоры или сравнения). Общий объем текста — не более 40 слов. Текст должен быть написан разборчиво и грамотно.
Справочная информация:
Метафора — это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Например: «В саду горит костер рябины красной». Сравнение — это образное сопоставление предметов, явлений, понятий. Например: «На глаза осторожной кошки похожи твои глаза», «Как розовые яблоки, на ветках снегири».
Рассмотрите картину. Напишите связный текст, описывающий содержание картины. Один из персонажей ассоциируется с реальным историческим лицом — также напишите об этом.
Требования к тексту. Текст должен содержать не менее 2-х действий, которые совершают персонажи картины. Описание каждого из действий должно содержать: от 5 до 15 слов, не менее одного средства выразительности речи (метафоры или сравнения). Общий объем текста — не более 40 слов. Текст должен быть написан разборчиво и грамотно.
Справочная информация:
Метафора — это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Например: «В саду горит костер рябины красной». Сравнение — это образное сопоставление предметов, явлений, понятий. Например: «На глаза осторожной кошки похожи твои глаза», «Как розовые яблоки, на ветках снегири».
6. Летом 1862 года Достоевский путешествовал по Европе. В зале, посвященном его путешествиям за границей, рядом с изображениями европейских городов вы найдете публикацию произведения, которое было связано с его летней поездкой. Напишите название этого произведения.
7.
В одном из залов музея вы увидите на стенах полный текст романа «Преступление и наказание» и иллюстрации к нему. Найдите такую иллюстрацию (см. картинку к вопросу).
Это образ из романа, который характеризует состояние человечества.

Это образ из романа, который характеризует состояние человечества.
- 1) Напишите название иллюстрации;
- 2) Выпишите цитату из романа, в которой описано это явление.
8. Главного героя романа «Преступление и наказание», Родиона Раскольникова, изображали многие художники. Достоевский в романе дал такой словесный портрет героя: «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус». Изучите иллюстрации в зале, посвященном роману. В каких иллюстрациях, на ваш взгляд, художники были ближе всего к авторскому описанию? Напишите не менее 3-х фамилий этих художников.
9.
В экспозиции музея вам встретятся издания произведений европейских писателей, которые читал Достоевский. Разгадайте кроссворд, ответы запишите по порядку.

- 1) Фамилия немецкого писателя, чей бюст вы видите в зале, посвященном учебе Достоевского в Главном инженерном училище.
- 2) Фамилия автора романа, который перевел Достоевский. Информацию вы найдете в зале, посвященном раннему творчеству писателя.
- 3) Фамилия французского писателя, книгу которого вы увидите в зале, посвященном роману Достоевского «Идиот».
- 4) Фамилия автора романа, который Ф.М. Достоевский назвал «самой грустной из книг». Вы увидите книгу в зале, посвященном роману Достоевского «Идиот».
1-й и 2-й этаж
10. Изучив экспозицию музея, расставьте экспонаты, которые вы видите на фотографиях, в соответствии с хронологическим порядком связанных с ними событий. В ответе запишите буквы в хронологической последовательности.
10. Изучив экспозицию музея, расставьте экспонаты, которые вы видите на фотографиях, в соответствии с хронологическим порядком связанных с ними событий. В ответе запишите буквы в хронологической последовательности.
![]() | ![]() | ![]() |
А) | Б) | В) |
![]() |
![]() |
Г) | Д) |
Желаем удачи!