
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева
Москва, Андроньевская площадь, 10 (Спасо-Андроников монастырь).
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
Территория музея
1. Перед вами фотографии зданий разных стилей. Изучив их, выберите, к какому стилю относится здание бывшего Духовного училища на территории Спасо-Андроникова монастыря.
1. Перед вами фотографии зданий разных стилей. Изучив их, выберите, к какому стилю относится здание бывшего Духовного училища на территории Спасо-Андроникова монастыря.
![]() А) Классицизм; | ![]() Б) Барокко; |
![]() В) Модерн; | ![]() Г) Конструктивизм. |
1 этаж. Зал № 1 «Русская икона XIII–XV веков»
2. В зале № 1 найдите точную копию самой знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица». Напишите, кто был автором этой копии и сколько лет ушло на ее создание.
2. В зале № 1 найдите точную копию самой знаменитой иконы Андрея Рублева «Троица». Напишите, кто был автором этой копии и сколько лет ушло на ее создание.
1 этаж. Зал № 1 «Русская икона XIII-XV веков», зал № 2 «Эпоха Дионисия. Конец XV – начало XVI века» и зал № 3 «Эпоха Ивана Грозного. Вторая половина XVI века»
3. В 1395 году войска могущественного завоевателя Тамерлана приблизились к Москве. Московский князь Василий повелел принести из Владимира чудотворную икону Богоматери. Торжественно встречали образ Богородицы. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствовал летописец. Благодаря заступничеству Матери Божией Москва была спасена. В зале № 1 найдите список (копию) с чудотворной Владимирской иконы Богоматери, изучите, как выглядела эта икона. Среди произведений в залах № 2 и № 3 найдите икону, где изображена встреча чудотворной иконы в Москве. Запишите название иконы и дату ее создания.
3. В 1395 году войска могущественного завоевателя Тамерлана приблизились к Москве. Московский князь Василий повелел принести из Владимира чудотворную икону Богоматери. Торжественно встречали образ Богородицы. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствовал летописец. Благодаря заступничеству Матери Божией Москва была спасена. В зале № 1 найдите список (копию) с чудотворной Владимирской иконы Богоматери, изучите, как выглядела эта икона. Среди произведений в залах № 2 и № 3 найдите икону, где изображена встреча чудотворной иконы в Москве. Запишите название иконы и дату ее создания.
1 этаж. Зал № 2 «Эпоха Дионисия. Конец XV – начало XVI века»
4. Часто в руках у святых находятся атрибуты, позволяющие узнать об их земных трудах или подвигах. В руках у мучеников нередко изображают крест, у целителей – сосуды с лекарством, у святых монахов (преподобных) – слова поучения на свитке. В зале № 2 найдите одну икону святого монаха (преподобного) и одну икону святого мученика (или великомученика). Запишите названия икон.
Примечание: иногда святого мученика именуют великомучеником, подчеркивая, что он перенес великие, т.е. превосходящие человеческие силы, страдания.
4. Часто в руках у святых находятся атрибуты, позволяющие узнать об их земных трудах или подвигах. В руках у мучеников нередко изображают крест, у целителей – сосуды с лекарством, у святых монахов (преподобных) – слова поучения на свитке. В зале № 2 найдите одну икону святого монаха (преподобного) и одну икону святого мученика (или великомученика). Запишите названия икон.
Примечание: иногда святого мученика именуют великомучеником, подчеркивая, что он перенес великие, т.е. превосходящие человеческие силы, страдания.
1 этаж. Зал № 4 «Художественные центры XVI века»
5. В зале № 4 найдите икону Богоматери, которую могли брать с собой в военные походы и паломничества, запишите ее название. Поясните свой выбор, почему именно эту икону было удобно переносить.
5. В зале № 4 найдите икону Богоматери, которую могли брать с собой в военные походы и паломничества, запишите ее название. Поясните свой выбор, почему именно эту икону было удобно переносить.
1 этаж. Зал № 5 «Предметы личного благочестия XI-XVI вв.»
6.
6.
Лозунг в лагере особого назначения, 1937 год
2 этаж. Зал № 8 «Мастера Оружейной палаты.
Последняя четверть XVII века»
7. В зале № 8 ознакомьтесь с иконой «Спас Нерукотворный», написанной в последней трети XVII века. Эта икона воспроизводит почитаемую святыню – образ Спасителя, чудесным образом запечатлевшийся на плате. Среди произведений, представленных в этом зале, найдите то, где есть сюжет, как эту святыню размещают над воротами города Эдессы. Запишите название этого произведения.
7. В зале № 8 ознакомьтесь с иконой «Спас Нерукотворный», написанной в последней трети XVII века. Эта икона воспроизводит почитаемую святыню – образ Спасителя, чудесным образом запечатлевшийся на плате. Среди произведений, представленных в этом зале, найдите то, где есть сюжет, как эту святыню размещают над воротами города Эдессы. Запишите название этого произведения.
2 этаж. Зал № 9 «Икона XVIII века»
8. В зале № 9 найдите икону, где отражена вера Христианской Церкви в заступничество святых за душу человека. На иконе присутствует подсказка – предмет, с древних времен символизирующий правосудие и справедливость. Запишите название иконы и дату ее создания.
Подсказка: символ справедливости можно увидеть в руках у богини правосудия Фемиды (фрагмент скульптуры Фемиды на иллюстрации).
8. В зале № 9 найдите икону, где отражена вера Христианской Церкви в заступничество святых за душу человека. На иконе присутствует подсказка – предмет, с древних времен символизирующий правосудие и справедливость. Запишите название иконы и дату ее создания.
Подсказка: символ справедливости можно увидеть в руках у богини правосудия Фемиды (фрагмент скульптуры Фемиды на иллюстрации).
Мастерская иконописца и мастерская книжника.
Мастерская иконописца (второе помещение)
9. Изучите стенд «Стадии работы над иконой» и напишите, чем покрывали икону на последнем этапе.
Мастерская иконописца (второе помещение)
9. Изучите стенд «Стадии работы над иконой» и напишите, чем покрывали икону на последнем этапе.
4 этаж. Зал № 12 «Монументальное искусство Древней Руси и
Нового времени XII – XVIII веков»
10. Среди фрагментов фресок (фреска – настенная роспись) в зале № 12 найдите изображение основателя монашества, которое происходит со святой горы Афон – так называемой «монашеской республики». Запишите имя этого святого и век создания фрески.
10. Среди фрагментов фресок (фреска – настенная роспись) в зале № 12 найдите изображение основателя монашества, которое происходит со святой горы Афон – так называемой «монашеской республики». Запишите имя этого святого и век создания фрески.
Желаем удачи!