
Государственный музей искусства народов Востока
г. Москва, Никитский бульвар, 12А
Вопросы очного тура
вопросы категории 5-7 класс
Зал изобразительного искусства Кавказа и Средней Азии (1 этаж)
1. В Средней Азии большим уважением пользовались особые сказители, поэты и певцы. Они читали нараспев собственные стихи и рассказывали об историях, случившихся в мире однажды — с ними или с кем-то другим, забавляли людей на народных гуляниях и праздниках. Художник Александр Волков вылепил с натуры портрет одного слепого поэта по фамилии Рахматов, с которым познакомился во время путешествий по Узбекистану. Найдите скульптурный портрет пожилого мужчины в чалме в экспозиции музея и запишите, как называли этих поэтов.
1. В Средней Азии большим уважением пользовались особые сказители, поэты и певцы. Они читали нараспев собственные стихи и рассказывали об историях, случившихся в мире однажды — с ними или с кем-то другим, забавляли людей на народных гуляниях и праздниках. Художник Александр Волков вылепил с натуры портрет одного слепого поэта по фамилии Рахматов, с которым познакомился во время путешествий по Узбекистану. Найдите скульптурный портрет пожилого мужчины в чалме в экспозиции музея и запишите, как называли этих поэтов.
2.
Этот город служил вдохновением для многих армянских живописцев. Но, пожалуй, лишь Акопу Тиграновичу Акопяну удалось передать в полной мере поэзию его пустынных улиц, их утонченный колорит, их тишину и тайну. Акопян писал город не только во время пребывания, но и позже по памяти, и создал цикл работ, посвященных этому старинному городу, который был почти полностью разрушен 7 декабря 1988 года, во время одного из крупнейших землетрясений XX века. Найдите по фрагменту картину в экспозиции музея и запишите название армянского города, который на ней изображен.

Зал декоративно-прикладного искусства Средней Азии и Казахстана (1 этаж)
3. Неповторимый облик имела свадебная одежда таджиков. Во время свадебного обряда «смотрения лица невесты» использовались квадратные лицевые завесы с сеточкой для глаз. Когда невеста переезжала в дом мужа, к ней подходил подросток и цветущей веточкой абрикоса поднимал лицевую завесу, открывая ей лицо. На эту церемонию с подарками приходили все родственники новобрачного. Изучив элементы свадебного наряда, представленные в экспозиции и подписи к ним, запишите, как в Таджикистане называется эта свадебная лицевая завеса.
3. Неповторимый облик имела свадебная одежда таджиков. Во время свадебного обряда «смотрения лица невесты» использовались квадратные лицевые завесы с сеточкой для глаз. Когда невеста переезжала в дом мужа, к ней подходил подросток и цветущей веточкой абрикоса поднимал лицевую завесу, открывая ей лицо. На эту церемонию с подарками приходили все родственники новобрачного. Изучив элементы свадебного наряда, представленные в экспозиции и подписи к ним, запишите, как в Таджикистане называется эта свадебная лицевая завеса.
4. Большинство населения Узбекистана исповедует ислам. Эта самая молодая религия родилась в суровой аравийской пустыне и центральное место в ней занимает вода. Воду верующие считают источником жизни на земле и наделяют священными очищающими качествами. Медная посуда для воды и чая ценилась очень высоко и зачастую составляла единственное богатство семьи. Изучив соответствующую экспозицию и подписи к ней, запишите, какой тип сосуда назывался в Узбекистане «сатил».
5. Медный кувшин чойдиш — необходимый предмет в узбекском ритуале приема гостей. В зале представлены разнообразные чойдиши, имеющие ребристые, приплюснутые или округлые формы, украшенные гравировкой, с литыми фигурными ручками. Внимательно изучите этикетки к этим сосудам и запишите, что, помимо воды, подавали гостям в чойдише.
Зал декоративно-прикладного искусства Кавказа (1 этаж)
6. В эти самые любимые места отдыха жители азербайджанских поселков отправлялись, прихватив с собой ведро «сатыл». Изучив соответствующую экспозицию и подписи к ней, запишите, о каком месте отдыха идет речь.
6. В эти самые любимые места отдыха жители азербайджанских поселков отправлялись, прихватив с собой ведро «сатыл». Изучив соответствующую экспозицию и подписи к ней, запишите, о каком месте отдыха идет речь.
7.
С глубочайшей древности в Грузии процветал культ виноделия, которому более 8 тысяч лет. Вино употребляют на всех мероприятиях, считая напиток божественным даром. При этом пьют вино из самых разных приспособлений: из рога, из кубка, из чаши — все зависит от повода. Нередко используют серебряный черпак — чашку с низкими бортиками и длинной ручкой. Найдите грузинский черпак в экспозиции музея и запишите, как он называется.

8. Огнестрельное оружие распространилось на Кавказе в XVI – XVII веках. В XVIII – XIX веках особенно популярными становятся ружья и пистолеты, которые называли «огненными», потому что воспламенение заряда происходило при помощи искр. Такое оружие было наиболее приспособлено для ведения войны в горных условиях и могло служить очень долго, до ста лет. Внимательно изучите этикетки и запишите, как называются такие пистолеты и ружья.
9. В прошлом повсеместное распространение у лезгин (один из коренных народов Дагестана) получила обработка дерева: изготавливались диваны, стулья, люльки, разнообразная кухонная утварь (солонки, чесночные ступки, шумовки, поставцы, ложки и т.д.). Чаще всего изделия из дерева украшались резьбой и росписью. Старинные орнаменты и росписи можно наблюдать на деревянных архитектурных деталях (наличниках окон и дверей, балконов и карнизов лезгинских домов). Изучив экспозицию и подписи к ней, запишите, фрагменты какой расписной архитектурной детали жилого лезгинского дома представлены в зале.
Искусство Юго-Восточной Азии (Индонезии, Мьянмы, Лаоса и Таиланда) (1 этаж)
10. Традиционными видами оружия в Мьянме были шест, пика, нож, длинный нож, меч и парные бамбуковые дубинки. Обучение боевым искусствам в Мьянме начиналось по традиции с детского возраста. Сначала учителя обучали владеть этими шестью видами оружия в виде игры, затем традиция передавалась ученикам в виде своеобразных танцев-битвы. Самым первым осваивали ученики танец-битву с видом оружия, которое представлено в зале. Он назывался «танец зверей», и в нем, помимо самого оружия, широко использовались удары ногами, кувырки, падения и прыжки. Найдите этот первый из шести видов оружия Мьянмы в экспозиции музея и запишите, как он называется.
10. Традиционными видами оружия в Мьянме были шест, пика, нож, длинный нож, меч и парные бамбуковые дубинки. Обучение боевым искусствам в Мьянме начиналось по традиции с детского возраста. Сначала учителя обучали владеть этими шестью видами оружия в виде игры, затем традиция передавалась ученикам в виде своеобразных танцев-битвы. Самым первым осваивали ученики танец-битву с видом оружия, которое представлено в зале. Он назывался «танец зверей», и в нем, помимо самого оружия, широко использовались удары ногами, кувырки, падения и прыжки. Найдите этот первый из шести видов оружия Мьянмы в экспозиции музея и запишите, как он называется.
Желаем удачи!