
Государственный музей искусства народов Востока
г. Москва, Никитский бульвар, 12А
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
Зал искусства Афганистана (2 этаж)
1. Традиция закрывать лицо женщины или полностью скрывать ее фигуру характерна для народов Афганистана, исповедовавших ислам. Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин был своеобразный халат. Изучив экспозицию и подписи к ней, запишите, как он называется.
1. Традиция закрывать лицо женщины или полностью скрывать ее фигуру характерна для народов Афганистана, исповедовавших ислам. Очень важной и обязательной частью повседневной уличной одежды замужних женщин был своеобразный халат. Изучив экспозицию и подписи к ней, запишите, как он называется.
Зал искусства Ирана (2 этаж)
2. Для демонстрации величия своей державы с тысячелетней историей иранские шахи любили устраивать в столичных дворцах приемы. Официальные приемы были прерогативой мужчин. Найдите картину, изображающую прием во дворце Фатх-Али-шаха в честь праздника прихода весны и Нового года в экспозиции музея. В этот день прием в шахском дворце был особенно пышным и торжественным. Во дворце принимали европейских дипломатов, губернаторов провинций, которые являлись с богатыми дарами. Гостей встречал сам шах Фатх-Али с саблей и кальяном, восседая на знаменитом павлиньем троне, и сыновья шаха. Приближенные шаха держали в руках знаки шахской власти: сосуд, чашу с крышкой, колчан, щит, саблю и лук. Запишите, как называется праздник, в честь которого был устроен прием.
2. Для демонстрации величия своей державы с тысячелетней историей иранские шахи любили устраивать в столичных дворцах приемы. Официальные приемы были прерогативой мужчин. Найдите картину, изображающую прием во дворце Фатх-Али-шаха в честь праздника прихода весны и Нового года в экспозиции музея. В этот день прием в шахском дворце был особенно пышным и торжественным. Во дворце принимали европейских дипломатов, губернаторов провинций, которые являлись с богатыми дарами. Гостей встречал сам шах Фатх-Али с саблей и кальяном, восседая на знаменитом павлиньем троне, и сыновья шаха. Приближенные шаха держали в руках знаки шахской власти: сосуд, чашу с крышкой, колчан, щит, саблю и лук. Запишите, как называется праздник, в честь которого был устроен прием.
3. Иранские шахи считали, что им должно принадлежать только самое лучшее, а все вокруг «должно быть прекрасно и услаждать взор». При дворцах строились зверинцы с экзотическими и дикими животными, птичники с соколами и другими хищными птицами, участвующими в охоте, голубятни. В глубине дворцов располагались комнаты отдыха, наполненные клетками с разнообразными певчими птицами. Популярностью пользовались канарейки, амадины, также встречались соловьи и даже дрозды. Птицы часто преподносились в дар приближенным и в качестве особого расположения — женщинам из гарема, в чьих комнатах встречались клетки с райскими и певчими птицами. Найдите портрет девушки в экспозиции музея и, изучив подпись к нему, запишите, какая птица с розовым оперением сидит на ее руке.
4. Расцвет персидской литературы оказал влияние на развитие рукописной книги и яркого искусства миниатюры (книжной иллюстрации). Найдите в экспозиции музея миниатюру XIX века, на которой художник изобразил один из самых известных эпизодов —«Салман и Абсал на острове» — из поэмы выдающегося персидского поэта Джами. Пылкая любовь греческого царевича Салмана и его возлюбленной Абсал вдохновляла многих художников. Влюбленные уплывают в море на лодке, пристают к цветущему острову, обретают покой и поселяются на нем. На миниатюре мы видим Салмана в тюрбане и Абсал в платье желтого цвета в окружении рыб и водоплавающих птиц. Изучив миниатюру, запишите, что изображено между героями.

5. Найдите в экспозиции музея интересный предмет, сделанный с использованием слоновой кости — инкрустированный ларец. На ларце изображены человеческие фигурки, животные, растительные мотивы. Чаще всего такие изделия создавались в XVI и первой половине XVII века для европейцев, которые путешествовали по Индии с небольшой мебелью. Ларец выполнен в форме сундука с несколькими выдвижными ящиками внутри и боковой откидной дверцей. Он запирается на замок, а по бокам у ларца ручки, чтобы его можно было переносить. Изучив экспонат и подпись к нему, запишите, как называется подобная переносная мебель.
6. Найдите в экспозиции музея скульптурные изображения излюбленных персонажей индийской мифологии — полубогинь, небесных танцовщиц. Они изображены прекрасными женщинами. Одна из танцовщиц прислонила пальчик к подбородку, другая — подняла руки над головой. Изучив экспонаты и подписи к ним, запишите, как зовут небожительниц.
Зал искусства Тибета (2 этаж)
7. Найдите в экспозиции музея небольшую бронзовую скульптуру величайшего тибетского поэта. В молодости он, по требованию своей матери, изучал черную магию, чтобы отомстить дяде и тетке за несправедливость по отношению к его семье. После совершения мести раскаялся и стал последователем буддийского учения. Согласно преданию, он обладал прекрасным голосом и любил петь. Когда ученики обращались к нему за наставлениями, он отвечал песнями, которые спонтанно рождались в его сердце. Поэт изображен сидящим на шкуре антилопы, его правая рука прижата к уху, чтобы лучше слышать звуки окружающей природы и собственный голос во время пения гимнов. Изучив экспонат и подпись к нему, запишите, как зовут знаменитого тибетского поэта.
7. Найдите в экспозиции музея небольшую бронзовую скульптуру величайшего тибетского поэта. В молодости он, по требованию своей матери, изучал черную магию, чтобы отомстить дяде и тетке за несправедливость по отношению к его семье. После совершения мести раскаялся и стал последователем буддийского учения. Согласно преданию, он обладал прекрасным голосом и любил петь. Когда ученики обращались к нему за наставлениями, он отвечал песнями, которые спонтанно рождались в его сердце. Поэт изображен сидящим на шкуре антилопы, его правая рука прижата к уху, чтобы лучше слышать звуки окружающей природы и собственный голос во время пения гимнов. Изучив экспонат и подпись к нему, запишите, как зовут знаменитого тибетского поэта.

8. Пояс, нож и огниво — сакральная триада мужского костюма бурят. Поясом подпоясывали прямой по крою мужской халат. Пояс при этом задерживал холод, что было немаловажно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс также выполнял роль своеобразного корсета, при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору. За поясом носили нож вместе с ножнами. Огниво — парный предмет к ножу, плоская кожаная сумочка, типа кошелька — внизу к нему крепили стальное «хэтэ». Изучив представленный в экспозиции мужской костюм и подписи к нему, запишите, что такое «хэтэ».
Зал искусства Монголии (2 этаж)
9. Яма и его сестра Ями были первыми бессмертными людьми-близнецами, попавшими в загробное царство. Яма отказался от своего бессмертия и был назначен «царем мертвых», повелителем загробного мира. По верованиям буддистов, мимо врат царства Ямы протекает река Вайтарини, которая преграждает душам умерших путь в его подземное царство. Яму изображают с головой буйвола и темно-синим цветом кожи, Ями — черного цвета и стоит рядом с ним на спине буйвола. Найдите этих персонажей в экспозиции музея и запишите, в какой технике выполнены их изображения на шелке.
9. Яма и его сестра Ями были первыми бессмертными людьми-близнецами, попавшими в загробное царство. Яма отказался от своего бессмертия и был назначен «царем мертвых», повелителем загробного мира. По верованиям буддистов, мимо врат царства Ямы протекает река Вайтарини, которая преграждает душам умерших путь в его подземное царство. Яму изображают с головой буйвола и темно-синим цветом кожи, Ями — черного цвета и стоит рядом с ним на спине буйвола. Найдите этих персонажей в экспозиции музея и запишите, в какой технике выполнены их изображения на шелке.
10. Это буддийское архитектурное сооружение называют «макушкой», «кучей камней», «земляным холмом», поскольку оно имеет полусферические очертания и исторически восходит к могильным курганам. В Монголии распространены и скульптурные изображения этих буддийских сооружений. Найдите в зале их бронзовые позолоченные модели и запишите, как называется это архитектурное сооружение.
Желаем удачи!