
Музей профессионального образования Москвы
г. Москвы, ул. Велозаводская, дом 8
Вопросы очного тура
вопросы категории 8-9 класс
Квест от МПОМ: «Код Маяковского»
Уважаемые участники олимпиады!
Вас приветствует команда Музея профессионального образования Москвы. Наш музей по многим параметрам уникален, мы буквально путешествуем во времени, исследуя историю профессионального образования в нашей стране.
И недавно, работая в архивах, наша команда столкнулась с кое-чем удивительным. С помощью различных исторических артефактов и документов мы смогли получить послание с вопросами от Владимира Маяковского. У нас есть предположение, что он оставлял эти послания, чтобы потомки смогли отправить ему ответ, когда появятся технологии, которые позволяют это.
И кто знает? Будучи выдающимся поэтом-футуристом, наверняка Владимир Маяковский хотел бы лично взглянуть на будущее. Сегодня ваша задача — изучить экспозицию музея и подготовить информацию, которая продемонстрирует великому поэту, как изменилась Москва и на каком высоком уровне сегодня находится среднее профессиональное образование, воспетое им в его стихотворениях.
Уважаемые участники олимпиады!
Вас приветствует команда Музея профессионального образования Москвы. Наш музей по многим параметрам уникален, мы буквально путешествуем во времени, исследуя историю профессионального образования в нашей стране.
И недавно, работая в архивах, наша команда столкнулась с кое-чем удивительным. С помощью различных исторических артефактов и документов мы смогли получить послание с вопросами от Владимира Маяковского. У нас есть предположение, что он оставлял эти послания, чтобы потомки смогли отправить ему ответ, когда появятся технологии, которые позволяют это.
И кто знает? Будучи выдающимся поэтом-футуристом, наверняка Владимир Маяковский хотел бы лично взглянуть на будущее. Сегодня ваша задача — изучить экспозицию музея и подготовить информацию, которая продемонстрирует великому поэту, как изменилась Москва и на каком высоком уровне сегодня находится среднее профессиональное образование, воспетое им в его стихотворениях.
1.
Вы находитесь на первом этаже нашего музея. Осмотритесь по сторонам и найдите герб Москвы рядом с логотипом нашего музея. Там же вы увидите текст, описывающий сегодняшнюю Москву, в этом тексте зашифровано название организации, готовившей кадры для отечественной экономики. Разгадать шифр у нас пока не получилось, но есть инструкция и набор цифр в связке по три. Мы выяснили, что 1-я цифра — это строка. 2-я — слово в этой строке. 3-я — буква в этом слове. И точно знаем, что предлоги тоже считаются за слова. Разгадайте шифр и выпишите название этой организации.

2. Как и в любом исследовании, необходимо различными независимыми источниками проверять истинность какого-либо полученного знания. Рядом с вами — кинетическая инсталляция «Эволюция», в ее описании, как мы понимаем, также содержится наименование этой организации. Если все сошлось, отправляйтесь в наш первый зал «История повседневности» — в нем представлена очень, нет, правда, о-о-очень большая копия одного из важных документов, связанных с этой организацией. Выпишите дату, когда был подписан этот документ.
3. Знаете, вы сегодня тоже своего рода исследователи, а чтобы грамотно провести исследование и получить достоверную информацию, предстоит сесть за парты. Или, по крайней мере, встать за них. Мы хотим рассказать Владимиру Маяковскому о концепции «Трудовой книжки», но нужен какой-то аналог. Возможно, он существовал в его время? Внимательно изучите информацию, представленную на этих партах, и выпишите название аналога трудовой книжки, существовавшего в СССР в 1926-м/1938-м годах.
4. Если все верно, то вы совсем рядом с четвертым блоком той информации о будущем, которую мы хотели бы передать Владимиру Маяковскому. Думаем, он был бы горд, если бы знал, каких высот достигло профессиональное образование в середине XX века, но, чтобы собрать всю информацию, придется потрудиться! Изучите зал «История повседневности», особенно панели с QR-кодами, и запишите ответы на следующие вопросы:
- 1. В каком году появилось всесоюзное спортивное общество с одноименным названием организации из первого вопроса?
- 2. Сколько профессионально-технических училищ было в Москве в 1966 году?
- 3. Сколько всего учащихся обычных и средних профессионально-технических училищ было в Москве в 1978 году?
5. Лестница, ведущая на третий этаж, содержит не просто информацию, но 4 «биографических линии» — выдающиеся личности, о которых они повествуют, были в прямом смысле слова «первыми», каждый в своем деле. Но одна из этих исторических личностей для футуриста Маяковского была бы, вероятно, наиболее интересна, ведь этот человек буквально первым оказался за пределами Земли! Напишите, о ком идет речь.
6. Думаем, вы точно знаете, когда произошло ключевое событие в жизни человека из предыдущего вопроса! Но если нужно уточнить дату воспользуйтесь нашей «Хронологической Панелью» — и запомните искомый год, он понадобится для этого задания. К слову, на этой панели представлены и другие важные события в истории профессионального образования нашей страны.
Если вы правильно поняли, о каком событии шла речь, то вы легко ответите на следующие вопросы:
- 1. Через 37 лет после этого события в Москве был учрежден ключевой для профессионального сообщества конкурс, позволявший выявить мастеров своего дела и привлечь молодых людей к работе в реальном секторе экономики, запишите название этого конкурса и год учреждения.
- 2. Еще через 10 лет после учреждения этого конкурса в Москве запускается программа, позволяющая учащимся колледжей и техникумов проходить практику на столичных производствах, выпишите ее название и год создания.
- 3. Во все времена учитель — почетная и уважаемая профессия, Владимира Маяковского мы этим не удивим! Однако в ХХ веке были учреждены звания «Заслуженного учителя» и «Заслуженного мастера профессионально-технического обучения», это Маяковский однозначно приветствовал бы! Выпишите год, когда это произошло.
7. Если у нас получится передать информацию о сегодняшнем дне лично Владимиру Маяковскому — это будет настоящий «Диалог времен»! Кстати, следующее задание вас ждет именно в этом зале. Конечно, вы уже поняли, о ком шла речь в 5-м задании, здесь же, среди экспонатов вам необходимо найти макет ракеты, которая впервые отправила человека в космическое пространство. Запишите ее название, а также название государственной корпорации, которая позволяет любому желающему подать заявку на обучение, чтобы стать космонавтом.
8. В зале «Диалог времен» находятся не только экспонаты, здесь расположено несколько ключевых для Музея арт-объектов. Их описание можно найти рядом с изображением офицера, наблюдающего в бинокль. В одном из описаний — новый шифр. Инструкция та же: 1-я цифра — номер строки. 2-я — номер слова в этой строке (предлоги считаются). 3-я — номер буквы в этом слове. Осталось понять, где искать. Нам известно только то, что это описание ставит перед нами много вопросов. Найдите его и выпишите буквы, соответствующие шифру, они сложатся в первую часть ответа.
9.
Если вы все решили верно, осмотритесь вокруг, перед вами еще одна шестеренка. Для нас это важный символ, представляющий взаимосвязь сложных структур и механизмов. Если вы видите ее прямо перед собой, то вы находитесь в правильной точке, а дальше, как в пиратских приключениях, нужно будет отмерить расстояние шагами: пройдите 5 шагов налево, развернитесь, и перед вами предстанет один из самых крупных логотипов нашего музея. Внимательно изучите текст, который на нем представлен, найдите в нем упоминание инструмента, который дороже всяких кладов — название плана развития нашей столицы, — а затем запишите его (и запомните).

10.
Кажется, собрано достаточно информации, которую можно передать Владимиру Маяковскому. Выдающемуся поэту будет интересно узнать и о том, как развивалось профессиональное образование, и о том, какой невероятный путь прошла Москва. Но чтобы передать эту информацию в прошлое, нам необходим код, который позволит запустить нашу межвременную систему коммуникации. Этот код в своих стихотворениях зашифровал сам Владимир Маяковский, вспомните, где вы их видели, и отправляйтесь туда!
Перед вами отрывки из стихотворения «Кем быть?» Владимира Маяковского. Но этот шифр отличается от предыдущих. Для начала определите 4 слова по объяснениям ниже:
// Мастера, работающие с древесиной и создающие мебель и декоративные элементы.
// Возведенное по проекту строение, служащее жилищем для человека.
// Мастера, занимающиеся строительством деревянных конструкций: каркасов зданий и кровельных систем.
// Предприятие, при котором могла существовать школа фабрично-заводского ученичества.
Правильно определив слово, обратите внимание, на колонне какого цвета оно располагается. Номер на цветных кубиках подскажет последовательность для букв, а номер на белых кубиках — расположение буквы в конкретном найденном слове. В качестве кода-ответа запишите правильную последовательность из четырех букв и год из ответа на задание №9.

Перед вами отрывки из стихотворения «Кем быть?» Владимира Маяковского. Но этот шифр отличается от предыдущих. Для начала определите 4 слова по объяснениям ниже:
// Мастера, работающие с древесиной и создающие мебель и декоративные элементы.
// Возведенное по проекту строение, служащее жилищем для человека.
// Мастера, занимающиеся строительством деревянных конструкций: каркасов зданий и кровельных систем.
// Предприятие, при котором могла существовать школа фабрично-заводского ученичества.
Правильно определив слово, обратите внимание, на колонне какого цвета оно располагается. Номер на цветных кубиках подскажет последовательность для букв, а номер на белых кубиках — расположение буквы в конкретном найденном слове. В качестве кода-ответа запишите правильную последовательность из четырех букв и год из ответа на задание №9.
Желаем удачи!