
Экспериментаниум
г. Москва, Ленинградский проспект, д.80, корп.11
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Найдите на первом этаже экспонат «Аэрохоккей» и почувствуйте, как легко шайбы скользят по слою воздуха. Найдите в музее еще хотя бы два экспоната, в которых объект или объекты парят над поверхностью на воздушной или газовой подушке, и запишите их названия.
2. За счет поляризации света работают ЖК-дисплеи, поляризационные очки позволяют меньше страдать от бликов, а ученые используют поляризационные микроскопы для исследований кристаллов. В залах «Оптика» и «Космос» на 2 этаже найдите три экспоната, в которых используется поляризация света, и запишите их названия. Определение поляризации вы можете узнать из описаний этих экспонатов.
3. В зале «Оптика» найдите экспонат, демонстрирующий богатство красок, которые можно получить смешением света лишь трех цветов. Запишите эти цвета. Оказавшись на третьем этаже музея, найдите экспонат, который показывает, что в устройствах отображения информации действительно используются (или, по крайней мере, использовались) эти три цвета. Также запишите название этого экспоната.
4. Стробоскопический эффект многолик: из-за него колеса едущих автомобилей в фильмах могут казаться застывшими, он же позволяет точно настраивать частоту вращения частей приборов и подробно рассматривать быстропротекающие процессы. В зале «Оптика» найдите экспонат «Птичка в клетке», где используется этот эффект. Сколько вспышек за один оборот диска должен дать стробоскоп, чтобы птичка оказалась в клетке? Запишите наименьшее целое значение.
5. Вихревые токи, которые возникают в проводниках при изменении магнитного поля, используются крайне широко: для приготовления пищи на индукционных плитах, торможения скоростных поездов без износа тормозных колодок, работы металлоискателей и даже магнитной левитации. Найдите экспонат «Диски в магнитах» в зале «Магнетизм» на втором этаже. Проведите опыт с медным и алюминиевым диском. Качественно (в терминах «гораздо больше», «гораздо меньше», «приблизительно равны») сравните скорость падения между магнитами и массу того и другого диска. Исходя из этих наблюдений, сделайте вывод о сравнительной силе вихревых токов в том и другом материале и расставьте знаки «>>», «<<», «~» в выражениях ниже. Если вы сочли, что сила вихревых токов существенно различается, запишите, какой характеристикой материала может объясняться это различие.
скорость, алюминиевый диск масса, алюминиевый диск сила тока, алюминиевый диск |
скорость, медный диск масса, медный диск сила тока, медный диск |
6.
Найдите экспонат, изображенный на картинке к вопросу, в зале «Механика» на втором этаже и проведите с ним опыт. Заметьте, что несмотря на непредсказуемый характер отскока шариков от препятствий, большое количество таких случайностей в совокупности всегда приводит к одному и тому же колоколообразному распределению шариков по ширине экспоната. Эта закономерность проявляется почти везде, где на результат влияет множество случайных факторов: в распределении людей по росту и интеллекту, разбросе снарядов при стрельбе из орудий, погрешностях измерений многих величин. Напишите название математической теоремы, которая предсказывает этот результат.

7. На третьем этаже найдите экспонат «Стул-подъемник». Подвижные блоки в его составе позволяют малыми усилиями поднимать себя вместе с тяжелым креслом. Пересчитайте подвижные блоки (не полагайтесь на описание: оно объясняет суть работы таких механизмов, но не во всем соответствует конкретной установке). Запишите, во сколько раз сильнее вас делает эта конструкция.
8. В названии этого состояния вещества содержатся, казалось бы, несочетаемые понятия. Тем не менее, оно находит широчайшее применение благодаря высокой чувствительности к различным воздействиям (электрическим, магнитным, механическим, тепловым и т.п.) и способности активно влиять на распространение света. На третьем этаже найдите экспонат, в котором ярко проявляются эти его особенности, и запишите 1) название этого состояния вещества, 2) название поля, с помощью которого в экспонате управляют ориентацией вещества в этом состоянии.
9. На третьем этаже найдите экспонат «Превращение энергии» и проведите эксперимент согласно описанию. Запишите название вида энергии, в который в конечном итоге превращается почти вся энергия, переданная нами шару. Найдите на том же этаже экспонат, в котором эта энергия превращается в электрическую энергию. Также запишите название физического эффекта, проявляющегося в этом превращении.
10. Экспонаты «Фигуры Хладни», «Труба Кундта», «Рябь на воде» в зале «Акустика» на третьем этаже выглядят совершенно по-разному, но тем не менее, демонстрируют одно и то же явление. Напишите название этого явления.
Желаем удачи!