1. Найдите на первом этаже экспонат «Аэрохоккей» и почувствуйте, как легко шайбы скользят по слою воздуха. Найдите в музее еще хотя бы два экспоната, в которых объект или объекты парят над поверхностью на воздушной или газовой подушке, и запишите их названия.
2. За счет поляризации света работают ЖК-дисплеи, поляризационные очки позволяют меньше страдать от бликов, а ученые используют поляризационные микроскопы для исследований кристаллов. В залах «Оптика» и «Космос» на 2 этаже найдите три экспоната, в которых используется поляризация света, и запишите их названия. Определение поляризации вы можете узнать из описаний этих экспонатов.
3. В зале «Оптика» найдите экспонат, демонстрирующий богатство красок, которые можно получить смешением света лишь трех цветов. Запишите эти цвета. Оказавшись на третьем этаже музея, найдите экспонат, который показывает, что в устройствах отображения информации действительно используются (или, по крайней мере, использовались) эти три цвета. Также запишите название этого экспоната.
4. Стробоскопический эффект многолик: из-за него колеса едущих автомобилей в фильмах могут казаться застывшими, он же позволяет точно настраивать частоту вращения частей приборов и подробно рассматривать быстропротекающие процессы. В зале «Оптика» найдите экспонат «Птичка в клетке», где используется этот эффект. Сколько вспышек за один оборот диска должен дать стробоскоп, чтобы птичка оказалась в клетке? Запишите наименьшее целое значение.
5. Вихревые токи, которые возникают в проводниках при изменении магнитного поля, используются крайне широко: для приготовления пищи на индукционных плитах, торможения скоростных поездов без износа тормозных колодок, работы металлоискателей и даже магнитной левитации. Найдите экспонат «Диски в магнитах» в зале «Магнетизм» на втором этаже. Проведите опыт с медным и алюминиевым диском. Качественно (в терминах «гораздо больше», «гораздо меньше», «приблизительно равны») сравните скорость падения между магнитами и массу того и другого диска. Исходя из этих наблюдений, сделайте вывод о сравнительной силе вихревых токов в том и другом материале и расставьте знаки «>>», «<<», «~» в выражениях ниже. Если вы сочли, что сила вихревых токов существенно различается, запишите, какой характеристикой материала может объясняться это различие.
скорость, алюминиевый диск
масса, алюминиевый диск
сила тока, алюминиевый диск
скорость, медный диск
масса, медный диск
сила тока, медный диск
6. Найдите экспонат, изображенный на картинке к вопросу, в зале «Механика» на втором этаже и проведите с ним опыт. Заметьте, что несмотря на непредсказуемый характер отскока шариков от препятствий, большое количество таких случайностей в совокупности всегда приводит к одному и тому же колоколообразному распределению шариков по ширине экспоната. Эта закономерность проявляется почти везде, где на результат влияет множество случайных факторов: в распределении людей по росту и интеллекту, разбросе снарядов при стрельбе из орудий, погрешностях измерений многих величин. Напишите название математической теоремы, которая предсказывает этот результат.
7. На третьем этаже найдите экспонат «Стул-подъемник». Подвижные блоки в его составе позволяют малыми усилиями поднимать себя вместе с тяжелым креслом. Пересчитайте подвижные блоки (не полагайтесь на описание: оно объясняет суть работы таких механизмов, но не во всем соответствует конкретной установке). Запишите, во сколько раз сильнее вас делает эта конструкция.
8. В названии этого состояния вещества содержатся, казалось бы, несочетаемые понятия. Тем не менее, оно находит широчайшее применение благодаря высокой чувствительности к различным воздействиям (электрическим, магнитным, механическим, тепловым и т.п.) и способности активно влиять на распространение света. На третьем этаже найдите экспонат, в котором ярко проявляются эти его особенности, и запишите 1) название этого состояния вещества, 2) название поля, с помощью которого в экспонате управляют ориентацией вещества в этом состоянии.
9. На третьем этаже найдите экспонат «Превращение энергии» и проведите эксперимент согласно описанию. Запишите название вида энергии, в который в конечном итоге превращается почти вся энергия, переданная нами шару. Найдите на том же этаже экспонат, в котором эта энергия превращается в электрическую энергию. Также запишите название физического эффекта, проявляющегося в этом превращении.
10. Экспонаты «Фигуры Хладни», «Труба Кундта», «Рябь на воде» в зале «Акустика» на третьем этаже выглядят совершенно по-разному, но тем не менее, демонстрируют одно и то же явление. Напишите название этого явления.
Желаем удачи!