1. Стробоскопический эффект многолик: из-за него колеса едущих автомобилей в фильмах могут казаться застывшими, он же позволяет точно настраивать частоту вращения частей приборов и подробно рассматривать быстропротекающие процессы. В зале «Оптика» (2 этаж) найдите как минимум 4 экспоната, в которых используется стробоскопический эффект, и запишите их названия.
2. Выберите, на основании какой характеристики нагретых объектов тепловизор, находящийся в зале «Космос» (2 этаж), определяет их температуру.
3. Иногда для того, чтобы сделать невидимое видимым, не нужны такие сложные приборы, как тепловизор. В зале «Космос» найдите экспонат «Ящик Вуда» и проведите с ним эксперимент согласно описанию. Когда вы окажетесь на третьем этаже, найдите там два экспоната, в которых для визуализации потоков воздуха используется тот же подход, и запишите их названия.
4. В зале «Магнетизм» (2 этаж) найдите экспонат «Скоростной спуск». Напишите название кривой, форму которой имеет путь, по которому шарик скатывается быстрее всего.
5. Найдите экспонат, изображенный на картинке к вопросу, в зале «Механика» на втором этаже и проведите с ним опыт. Заметьте, что несмотря на непредсказуемый характер отскока шариков от препятствий, большое количество таких случайностей в совокупности всегда приводит к одному и тому же колоколообразному распределению шариков по ширине экспоната. Эта закономерность проявляется почти везде, где на результат влияет множество случайных факторов: в распределении людей по росту и интеллекту, разбросе снарядов при стрельбе из орудий, погрешностях измерений многих величин. Напишите название математической теоремы, которая предсказывает этот результат.
6. В получасе езды на автобусе от «Экспериментаниума» находится шлюз № 8 канала имени Москвы. Поучиться управлять шлюзом можно с помощью одноименного экспоната; найдите его и изучите («Водная комната», 2 этаж). Представьте, что вам нужно провести судно из водоема с низким уровнем воды в водоем с высоким, причем изначально в шлюзе высокий уровень воды, а ворота с верхней стороны открыты. Как провести судно? Расставьте следующие действия верным образом и запишите их номера в соответствующем порядке через запятую (например: 6, 4, 5, 4, 1, 3, 7). Некоторые действия могут выполняться больше одного раза.
7. На третьем этаже найдите экспонат «Стул-подъемник». Обратите внимание на блоки, прикрепленные к креслу. Так как они двигаются вместе с ним, то называются «подвижными» блоками. Каждый подвижный блок делает вас вдвое сильнее, так как за него тянут два участка веревки, натянутые с той же силой, с которой за веревку тянете вы (вклады всех блоков не перемножаются, а складываются). Пересчитайте подвижные блоки или тянущие кресло участки веревки и напишите, во сколько раз сильнее вас делает эта конструкция. (Не полагайтесь на описание: оно объясняет суть работы таких механизмов, но не во всем соответствует конкретной установке).
8. На третьем этаже найдите экспонат «Превращение энергии», проведите с ним эксперимент и изучите описание происходящих процессов, расположенное внутри самого экспоната. Какие формы принимает энергия в процессе эксперимента? Запишите четыре вида энергии в том порядке, в котором они появляются в процессе эксперимента.
9. В «Мыльной комнате» на третьем этаже найдите экспонат «Парящие пузыри». Запишите химическую формулу газа, на подушке из которого парят мыльные пузыри в этом экспонате. Если вы не помните формулу, то вернитесь на второй этаж: она приведена в описании другого экспоната, в котором используется сублимация того же газа.
10. В зале «Акустика» на 3-м этаже, в экспонатах «Фигуры Хладни», «Рябь на воде» и «Труба Кундта», несмотря на все различия между ними, визуализируется одно и то же явление. Как оно называется?
Желаем удачи!