
Музей Новоземельцев-ветеранов подразделений
особого риска. Школа 949
г. Москва ул. Воронежская, д.46, корп.2 ГБОУ Школа № 949
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1.
Школьному музею Новоземельцев в 2022 году решением Совета ветеранов ПОР района Орехово-Борисово Северное и его председателя Поповича В.А. было присвоено имя в честь первого председателя Комитета Ветеранов Подразделений Особого Риска РФ. Ныне его нет среди нас, но добрая память о нем живет в наших сердцах. Вся жизнь его была отдана служению Отечеству и советскому народу. Его знали особенно в военных кругах и среди ветеранов, участвовавших в подразделениях особого риска СССР — России, как непосредственного участника Тоцких общевойсковых учений с применением атомной бомбы 14 сентября 1954 года и создавшего и пожизненно возглавлявшего этот Комитет.
Найдите в нашем музее информацию об этом человеке, напишите его имя, фамилию и отчество.

2. Школьный музей «Музей Новоземельцев-ветеранов подразделений особого риска» стал участником крупнейшего международного военного форума как уникальный в России музей о ветеранах — создателях ядерного щита России. Школьный музей принял участие в стендовом показе в павильоне «Аварийный район». Найдите экспозицию, рассказывающую об этом событии, и напишите название международного форума, в котором музей Новоземельцев принял участие.
3. В военном арсенале есть боевые снаряды, которые могут нанести поражающее действие по цели (например, артиллерийский снаряд, бомба, ракета и другие). Но не весь снаряд несет в себе боевую поражающую часть. Эта часть размещена в верхней части снаряда и называется боеголовкой. Найдите в центральной части нашего музея такие боеголовки, изучите этикетаж и напишите, как называется этот экспонат.
4. Местные жители Новой Земли, поморы, путем установления определенных предметов как бы «отмечались» на становище, отсылая в будущее информацию о своем промысле. На Новую Землю и в другие отдаленные арктические районы поморам было гораздо труднее добираться. Одно только успешное попадание в эти места было удачей, за которую следовало благодарить. То, что они устанавливали на далекой земле, было материальным воплощением этого чувства. Этот предмет был для них зримым воплощением молитвы. В нашем музее есть фото-шелкография с изображением этих предметов и оригинальная часть такого предмета. Изучите этикетаж, найдите этот предмет и напишите его название.
5. Власти Архангельской области часто вводят на архипелаге Новая Земля режим чрезвычайной ситуации. Это происходит тогда, когда есть климатические изменения и к людям приходят дикие обитатели архипелага. Всем жителям рекомендовано знать порядок действий в такой чрезвычайной ситуации. Найдите в музее памятку, которая помогает жителям архипелага в чрезвычайной ситуации. Напишите в ответе ее название.
6. На архипелаге Новая Земля на берегу Баренцева моря находится единственное поселение с постоянным населением — поселок Белушья Губа. В конце XIX века на территории Новой Земли местные жители занимались промыслом атлантического моржа, белухи, тюленей, песцов, добычей гагачьего пуха. Новый виток развития поселение Белушья Губа получило в середине XX века, когда было принято решение о строительстве «Объекта-700» — ядерного полигона. В том же году 10 строительных батальонов приступили к строительству.
Найдите на карте поселок Белушья Губа, изучите этикетаж и напишите, что было построено на территории поселка и сколько ему лет исполнилось в сентябре 2024.
Найдите на карте поселок Белушья Губа, изучите этикетаж и напишите, что было построено на территории поселка и сколько ему лет исполнилось в сентябре 2024.
7. Архипелаг Новая Земля открыт русскими поморами в XII веке. Всесторонним научным изучением арктического архипелага занимались Новоземельские экспедиции. В школьном музее собраны повседневные предметы быта жителей Новой Земли в разные времена. Изучите этикетаж и напишите названия четырех старинных предметов повседневного быта жителей архипелага.
8. 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа. Было выброшено в атмосферу около 190 тонн радиоактивных веществ. Опасные радиоактивные вещества выделялись в окружающую среду из-за пожара, длившегося почти две недели. Население Чернобыля подверглось облучению в 90 раз большему, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы в августе 1945 года. В музее представлен костюм химзащиты спасателя станции. Рассмотрите его внимательно и напишите, без какого прибора спасатели не могли приступить к расчистке завалов на Чернобыльской АЭС.
9. Рассмотрите выставку в одной из стеклянных витрин «Презревшие смерть».
Выставка названа по одноименной книге писателя-ветерана ПОР В.А. Поповича. Экспозиция выставки посвящена 38-й годовщине взрыва на Чернобыльской АЭС. Рассмотрите экспозицию в стеклянной витрине.
Напишите в ответе фамилию, имя и отчество, а также профессию и ее степень человека, который лично приехал на 4-й энергоблок станции и единолично руководил ликвидацией последствий катастрофы.
10. Школьный музей Новоземельцев рассказывает о подвиге людей, которые подвергали себя опасности, находясь на военной службе. После рассекречивания материалов по испытаниям ядерного оружия память о подвиге ветеранов подразделений особого риска увековечена в памятниках. Над одним из них кадеты нашей школы установили патронат. Найдите в музее фотографию с названием этого памятника. Запишите его название.
Желаем удачи!