
Историческая площадка «Паровозное депо
Подмосковная»
Москва, 2-й Амбулаторный проезд, д. 8-А
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Вокзал. Зал истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Частная Московско-Виндаво-Рыбинская железнодорожная дорога строилась в период с 1870 г. по 1904 г. В 1898 г. по указу Николая II стали прокладывать линию Москва–Виндава (ныне город Вентспилс в Латвии). Строительство завершилось в 1901 г., но к сроку не успевали достроить вокзал в Москве, поэтому вначале для пассажирского движения открыли станцию Москва II (ныне Подмосковная).
Ознакомьтесь с информационным стендом «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога, станция Подмосковная» и запишите, сколько времени станция Подмосковная принимала пассажиров.
Ознакомьтесь с информационным стендом «Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога, станция Подмосковная» и запишите, сколько времени станция Подмосковная принимала пассажиров.
2. Вокзал. В зале истории Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в витрине представлены краткие биографии с фотографиями известных инженеров путей сообщения, в разные годы занимавших должность управляющего Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Ознакомьтесь с биографиями и запишите, какому из управляющих Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в 1889 г. за разработку системы двойного расширения пара (система тандем-компаунд) в Париже вручили золотую медаль А.Г. Эйфеля. В ответе запишите полностью имя, отчество и фамилию инженера.
Ознакомьтесь с биографиями и запишите, какому из управляющих Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги в 1889 г. за разработку системы двойного расширения пара (система тандем-компаунд) в Париже вручили золотую медаль А.Г. Эйфеля. В ответе запишите полностью имя, отчество и фамилию инженера.
3. Вокзал. Зал истории МВР железной дороги. В Российской империи в начале XX века возникла необходимость в пассажирских паровозах с большой скоростью движения.
Изучите информационный стенд «Подвижной состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» и запишите, какой серии пассажирские паровозы в 1904–1909 гг. получили широкое распространение на казенных железных дорогах и нескольких частных, в том числе Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге.
Изучите информационный стенд «Подвижной состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» и запишите, какой серии пассажирские паровозы в 1904–1909 гг. получили широкое распространение на казенных железных дорогах и нескольких частных, в том числе Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге.
4. Вокзал. Кабинет дежурного по станции. В 1900–1917 гг. в Российской империи на однопутных железнодорожных линиях для регулировки движения поездов активно применялась электрожезловая система английской фирмы «Вебб-Томпсон». Название данный аппарат получил по имени своих изобретателей – Вебба и Томпсона. В России его впервые применили в 1895 г. на Московско-Казанской железной дороге.
Прочитайте информацию на стенде «Электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона XX века». Запишите, на каком перегоне Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги установили 20 электрожезловых аппаратов системы Вебба-Томпсона малого типа.
Прочитайте информацию на стенде «Электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона XX века». Запишите, на каком перегоне Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги установили 20 электрожезловых аппаратов системы Вебба-Томпсона малого типа.
![]() |
![]() |
А) | Б) |
- А) Электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона (малый тип);
- Б) Электрожезловый аппарат Вебба-Томпсона (большой тип).
5. Водонапорная башня (зал 1). В паровозном депо на станции Подмосковной обслуживаются следующие виды паровозов:
В зависимости от вида паровоза, грузового или пассажирского, им требовалась заправка тендера водой на разном расстоянии. Ознакомьтесь с информацией на стенде «Где…“Напиться железнодорожной воды”» и выберите из предложенных вариантов несколько ответов на вопрос: через какое количество километров нужно было заправлять тендер водой пассажирскому паровозу и грузовому паровозу?
В зависимости от вида паровоза, грузового или пассажирского, им требовалась заправка тендера водой на разном расстоянии. Ознакомьтесь с информацией на стенде «Где…“Напиться железнодорожной воды”» и выберите из предложенных вариантов несколько ответов на вопрос: через какое количество километров нужно было заправлять тендер водой пассажирскому паровозу и грузовому паровозу?
- А) 60–105 км;
- Б) 120–150 км;
- В) 160–200 км;
- Г) 80–100 км.
6. Водонапорная башня (зал 2). Все сооружения Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги выполнены в едином стиле модерн. Исключением не являются даже такие маленькие станции, как Нахабино и Снегири. Водонапорная башня на станции Подмосковной – один из ярких примеров этого архитектурного стиля.
Прочитайте аннотацию и выберите, как звали архитектора проекта водонапорной башни на станции Подмосковной. В ответе запишите инициалы и фамилию архитектора.
![]() | ![]() | ![]() |
А.Н. Померанцев | Ю.Ф. Дедерикс | С.А. Бржозовский |
7. Дом начальника станции. В Российской империи начальнику станции жилье (квартиру или дом) предоставляла железная дорога, где он служил. Жилое помещение, как правило, находилось на станции или недалеко от нее. Вместе с начальником станции в жилом помещении проживали его жена и дети.
Прочитайте аннотацию и запишите, кто давал разрешение на вселение в квартиру других родственников (бабушек, дедушек, тетушек, дядюшек и т.д.).
Прочитайте аннотацию и запишите, кто давал разрешение на вселение в квартиру других родственников (бабушек, дедушек, тетушек, дядюшек и т.д.).
- А) Министр путей сообщения;
- Б) Главный инженер дороги;
- В) Начальник дороги;
- Г) Начальник дистанции пути.
8. Паровозное депо. Экспозиция «Паровоз в разрезе». Информационный стенд «История развития паровых машин». Изучите информацию о первых паровых механизмах, обратите особое внимание на паровые механизмы, изобретенные во
II в. до н.э. в Древней Греции, и запишите, как назывался первый паровой механизм, изобретенный в Древней Греции.
II в. до н.э. в Древней Греции, и запишите, как назывался первый паровой механизм, изобретенный в Древней Греции.
9. Паровозное депо. Экспозиция «Паровоз в разрезе». Для исключения пробуксовки основных колес паровоза применяется мелкий песок. Ознакомьтесь со стендом «Общий вид паровоза типа 0-5-0 серии Эм» и запишите название детали паровоза, в которую загружают песок.
10. Паровозное депо. В экспозиционном зале «Паровоз в разрезе» на интерактивном стенде «Знаменитые железнодорожники» выберите раздел «Легендарные машинисты», изучите их биографии и выпишите фамилии машинистов, которые были награждены званием Героя Социалистического Труда.
Звание Герой Социалистического Труда учреждено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. Это звание присваивалось за новаторскую деятельность в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений, которые «содействовали подъему народного хозяйства, культуры, науки, росту могущества и славы СССР».
Звание Герой Социалистического Труда учреждено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 г. Это звание присваивалось за новаторскую деятельность в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений, которые «содействовали подъему народного хозяйства, культуры, науки, росту могущества и славы СССР».
Желаем удачи!