
Еврейский музей и Центр толерантности
г. Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Отправляйтесь к карте общин и диаспор в центре зала. Самаритяне празднуют только те праздники, о которых сказано в Торе (главной книге еврейского народа). Какой праздник из перечисленных не отмечает эта группа? (Экспозиция «Миграции: Еврейская диаспора», искать на карте-столе, раздел «Общины диаспоры»).
- А) Шаббат;
- Б) Песах;
- В) Шавуот;
- Г) Ханука.
2. Традиционная одежда марокканских женщин-евреек отличалась яркостью и сильным испанским влиянием. Изучите информацию про эту еврейскую группу и запишите название распашной одежды типа халата, которую можно было встретить на них? (Экспозиция «Миграции: Еврейская диаспора», искать на карте-столе, раздел «Общины диаспоры»).
3. В разделе «Кухня» расположен огромный шкаф со всем самым необходимым для приготовления блюд. Иудаизм запрещает употреблять в пищу любые продукты с кровью, так как считается, что они имеют душу. Хозяйки используют в быту специальную плетеную решетку для кошерования мяса, чтобы избавить мясную тушу от крови. Запишите название этой решетки, а также перевод этого названия на русский язык с идиша (экспозиция «Штетл: Еврейское местечко», раздел «Кухня»).
4. В хасидской сатмарской общине действуют строгие правила для женщин. Изучите информацию на интерактивном столе в разделе «Штибл» и узнайте, что из перечисленного они обязаны делать для соблюдения этих правил. Запишите все верные варианты ответа (экспозиция «Штетл: Еврейское местечко», раздел «Штибл», «Современный хасидизм»).
- А) Носить полностью закрытую одежду;
- Б) Носить на шее специальный амулет;
- В) Носить непрозрачные чулки;
- Г) После свадьбы брить голову и носить парик.
5. Изучите раздел и найдите карту, демонстрирующую волну эмиграции с территории Российской империи в период 1870–1914 гг. В каком направлении уехало больше всего евреев? Расположите страны в порядке убывания количества уехавших в них евреев. (Экспозиция «Города и дали», линия времени).
- А) Канада;
- Б) США;
- В) Аргентина;
- Г) Палестина.
6. Как на идише называлась организация ОЗЕТ? (Зал «Советский Союз: 1922–1941», линия времени).
7. Сколько евреев проживало во всей Эстонии на момент нацистской оккупации в 1941 году, если верить карте с изображением гробов, посланной офицером СС в штаб-квартиру в Берлине? (Экспозиция «Великая Отечественная война и Холокост»: операция «Барбаросса» и начало «Холокоста»).
8. Какой лагерь стал первым крупным нацистским концлагерем, освобожденным силами антигитлеровской коалиции еще в июле 1944? года (Экспозиция «Холокост и Великая Отечественная война», зал «Великая Отечественная война: советские евреи в Красной Армии»).
9. Какие два события стали катализатором процесса пробуждения еврейского самосознания и последовавшей за ним борьбы за свободу открытого исповедования иудаизма и за право на эмиграцию? Запишите их, указав даты (экспозиция «Послевоенный период: от Катастрофы к возрождению»).
10. В первые послевоенные годы еврейская национальная жизнь в СССР находилась на подъеме: выходила литература на идише, действовали синагоги, работали еврейские культурные и образовательные учреждения. Крупнейшим центром еврейской культуры оставался московский ГОСЕТ (Государственный еврейский театр). Сцены из спектакля в исполнении труппы этого театра представлены в послевоенном зале. Изучите информацию раздела и запишите, как назывался этот спектакль. Также запишите, кто исполнил в нем главную роль (экспозиция «Послевоенный период: от Катастрофы к возрождению»).
Желаем удачи!