
Еврейский музей и Центр толерантности
г. Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
Вопросы очного тура
вопросы категории 3-4 класс
1. Три авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам – начинаются с одной общей идеи – «… создало порядок из хаоса». Посмотрите внимательно фильм и запишите пропущенное слово. («Истоки»: 4D-кинотеатр).
2. Иерусалимский храм – важнейший центр религиозной жизни евреев Античности – постоянно подвергался нападению. Как известно, он был разрушен дважды. Запишите названия народов, которые были причастны к его разрушению. («Истоки»: 4D-кинотеатр).
3. После рассеяния еврейские общины появились также на африканском континенте. Поработав с интерактивным столом в зале миграций, определите, что за здание представлено на фотографии к вопросу и где именно оно находится (экспозиция «Миграции: Еврейская диаспора», искать на карте-столе, раздел «Общины диаспоры»).
4. В разделе «Дом» под потолком располагается экспонат – съемные щиты потолка веранды-сукки́. Изучите информацию и запишите название еврейского праздника, в который принято сооружать временные постройки с такими элементами (экспозиция «Штетл: Еврейское местечко», раздел «Дом»).
5. В нашем интерактивном разделе представлены рецепты пяти различных субэтнических еврейских групп. Найдите одно из самых популярных и интересных блюд евреев-ашкеназов – чолнт. Запустите видеоролик, узнайте и запишите, как долго необходимо готовить это блюдо (экспозиция «Штетл: Еврейское местечко», раздел «Кухня»).
6. В иудаизме существует течение, называющееся «хасидизм», в котором лидером общины является цадик, праведник. В разделе «Штибл» найдите название особого ритуала совместной трапезы у хасидских паломников при дворе цадика и запишите его вместе с переводом на русский язык (экспозиция «Штетл: Еврейское местечко», раздел «Штибл», «Коллективные ритуалы»).
7. Изучите традиции, связанные со встречей одного из самых важных дней недели и праздников – шаббата. Запишите, как называется обряд отделения субботы от будней, для которого используют свечу особой формы, благовония и вино (экспозиция «Иудаизм»: живая религия», раздел «Священное время: цикл еврейской жизни»).
8. К концу XIX века набирают силу движения, искавшие современные решения проблемы нарастающего в Российской империи антисемитизма. В результате этого возникает множество организаций и политических партий. Найдите на линии времени фотографию членов одной такой женской сионистской организации и запишите ее название (экспозиция «Города и дали», линия времени).
9. Как называли мальчиков-рекрутов, которые при Николае I подлежали призыву с 12 лет, а по достижении 18-летнего возраста отбывали еще и полный срок военной службы – 25 лет? (Экспозиция «Города и дали», линия времени).
10. В 1910-е годы происходил подъем национальной еврейской культуры. Многие художники стали возвращаться к своим корням и занялись исследованием еврейской народной художественной традиции. В связи с этим в искусстве того периода все чаще стали появляться новые сюжеты и герои. Изучите раздел «Художники» и найдите «Портрет молодого еврея» 1916 года, выполненный в духе эстетики модернизма. Запишите автора этой скульптурной композиции (зал «Война и революция: потрясения и перемены»).
Желаем удачи!