1. Кристаллы минералов могут достигать гигантских размеров. Так, в Мексике известны кристаллы гипса длиной более 10 метров, а на Мадагаскаре нашли кристалл берилла длиной около 18 метров! Такие гиганты невозможно выставить в музее, но и у нас есть чем похвастаться. В первой половине зала найдите два самых больших кристалла, а когда найдете, прочитайте этикетки и запишите названия этих минералов. Кстати, «соляной столб» – один из самых больших экспонатов, но он не является кристаллом, не ошибитесь!
2. В первой половине зала, у главного прохода, найдите витрину, посвященную кварцу. Сам по себе этот минерал должен быть бесцветным и прозрачным, но примеси и включения могут окрашивать кварц в различные цвета. Выберите из предложенных вариантов цвет, которого нет у представленных здесь разновидностей кварца.
3. В первой половине зала, справа от главного прохода, на выставке «Продукты природных и техногенных гидротерм» найдите «каменный тапок». Всего за два месяца корка очень маленьких кристаллов покрыла сандалию, упавшую в источник минеральной воды. Рассмотрите экспонат и этикетку, запишите название минерала, кристаллы которого образуют эту корку.
4. Слюды – это большая группа распространенных минералов, кристаллы слюд можно расщепить на тонкие и порой весьма прозрачные пластинки. В первой половине зала слева от главного прохода в одном из оконных проемов находится старинное окошко – слюдяная оконница времен Ивана Грозного, это не муляж, а настоящий осколок прошлого! Рассмотрите экспонат и этикетку, запишите название минерала из группы слюд, использованного в этой оконнице.
5. В первой половине зала, у главного прохода, найдите витрину, посвященную кальциту. Этот минерал весьма широко распространен, и вы его хорошо знаете, кристаллы кальцита образуют известняк, мрамор, раковины многих моллюсков и даже накипь в чайнике! Рассмотрите экспонаты и этикетки, запишите название океана, откуда привезли кальцитовую скелетную постройку коралла.
6. В первой половине зала, справа от главного прохода, найдите яркую выставку, посвященную искусственным минералам и другим веществам, выращенным в домашних, лабораторных и заводских условиях. Отыщите в этой витрине бусы, изготовленные из искусственного (синтетического) поделочного камня, который очень похож на своего природного собрата, и запишите его название.
7. В первой половине зала, слева от главного прохода, найдите витрину 90 «Минералы щелочных массивов». На нижней полке отыщите сростки золотисто-коричневых кристаллов, напоминающие звезды. Название минерала, образующего такие формы выделения, происходит от двух греческих слов со значениями «звезда» и «лист». Прочитайте этикетку и информационную табличку к образцу, запишите название минерала, о котором идет речь.
8. В первой половине зала, справа от главного прохода, близ стены с окнами, найдите витрину «Минералы альпийских жил». Здесь вы можете полюбоваться великолепными образцами горного хрусталя и сопутствующих минералов. Рассмотрите экспонаты и этикетки, запишите название минерала, образующего эффектную форму выделения, получившую название «роза» за сходство с одноименным цветком.
9. Минералы могут обладать самой разнообразной окраской, а цвета в мире минералов не уступают по насыщенности окраски перьям птиц и крыльям бабочек. Прогуляйтесь по ковровой дорожке главного прохода музея. Загляните в витрины справа и слева от вас и установите соответствие между названиями минералов (Аметист, Малахит, Сера, Киноварь, Крокоит, Халькантит) и цветами радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Ответ запишите в виде пар, например, «волконскоит – зеленый».
10. Во второй половине зала, справа от главного прохода, найдите невысокую стеклянную витрину, в которой выставлен только один необычный экспонат, похожий на ветку или корень дерева – результат удара молнии в песок. Прочитайте этикетку и запишите название такого природного образования.
Желаем удачи!