
Центральный Дом авиации и космонавтики
ул. Красноармейская, д.4
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
1. Все мы знаем, с каким замиранием сердца зрители наблюдают за выполнением летчиками фигур высшего пилотажа. Первой фигурой стала так называемая «мертвая петля». Теоретически эту возможность в свое время предсказал профессор Н.Е. Жуковский, но практически «мертвую петлю» на самолете первым выполнил Петр Нестеров в 1913 году. С тех пор она больше не называется «мертвая», а носит имя своего создателя — «петля Нестерова».
Из воспоминаний другого знаменитого летчика-испытателя завода «Дукс»: «Любопытно, что так называемую «мертвую петлю», исполняемую на велосипеде, Нестеров впервые увидел в 1912 году в цирке на нижегородской ярмарке! По личному признанию, именно тогда ему пришла в голову мысль о возможности выполнения подобной фигуры на аэроплане».
В жизни летчика, поделившегося с нами своими воспоминаниями, «мертвая петля» также сыграла немалую роль. Ей он обязан своим «прозвищем», которым его наградил В.И. Ленин во время праздника на Ходынском аэродроме. На этом празднике герой нашего рассказа выполнил сразу 18 «мертвых петель» в честь шедшего тогда 1918 года. Он прожил много лет и был знаком даже с первым космонавтом планеты Юрием Алексеевичем Гагариным. Найдите в зале №1 бюст этого летчика, подаренную ему на юбилей памятную доску, запишите его Ф.И.О. и «прозвище».
2. По соседству с Центральным Домом Авиации и Космонавтики, в котором мы с вами сейчас находимся, раньше располагался огромный завод «Дукс», производивший различную технику, начиная от велосипедов и заканчивая самолетами. Испытывались эти самолеты на Ходынском аэродроме, который тогда и аэродромом назвать было сложно. На нем была установлена метеовышка, но в отличие от современных аэродромов он не был никак огорожен и скорее напоминал поле. Изучите витрину в зале №1 с фотографиями аэродрома на Ходынском поле и запишите, что создавало помехи летчикам при выполнении полетов.
3. Этот первый отечественный авиаконструктор был также первым в России, получившим патент на свой летательный аппарат. Рассмотрите стенд, посвященный ему. Запишите Ф.И.О. авиаконструктора, дату, когда изобретатель получил патент на свой самолет, и какую пошлину он уплатил в Департамент Торговли и Мануфактур при министерстве Финансов.
4. В зале №2 представлен макет самолета К-7, прозванного «летающее крыло». Крыло и вправду было впечатляющее даже по сегодняшним меркам, впрочем, как и сам самолет. Помимо конструкции с двумя хвостовыми балками, K-7 мог похвастаться огромным размахом крыльев ― 53 метра. Это почти в два раза больше длины самолета ― 28 метров. Крылья имели толщину 2,3 метра, а площадь их поверхности превосходила параметры американского межконтинентального стратегического бомбардировщика Boeing B-52 Stratofortress, появившегося на 20 лет позже, ― 454 против 370 квадратных метров. Высотой К-7 приблизился к пятиэтажке ― 12,4 метра.
Большую часть мощности исполинского самолета обеспечивали двигатели
Mikulin AM-34F V-12, к которым механики имели подход с крыла прямо во время полета. Такое количество двигателей потом не повторялось ни на одном самолете. Каждый из них выдавал мощность до 750 лошадиных сил. Рассмотрите макет и запишите, сколько было двигателей, где они были расположены.
Mikulin AM-34F V-12, к которым механики имели подход с крыла прямо во время полета. Такое количество двигателей потом не повторялось ни на одном самолете. Каждый из них выдавал мощность до 750 лошадиных сил. Рассмотрите макет и запишите, сколько было двигателей, где они были расположены.
5. В зале №4 представлен гермошлем заслуженного летчика-испытателя ЛИИ им. Громова Бориса Ивановича Юмашева. Гермошлем является частью штатного снаряжения летчика, защищающего от вредного воздействия перепадов давления при разгерметизации кабины. Что еще входит в комплект снаряжения, на чем основан принцип его действия, и как он применяется?
6. Осенью 1931 г. при ОСОАВИАХИМе была организована группа по изучению реактивного движения. Эта группа под руководством С.П. Королева занималась разработкой ракет и двигателей к ним. Изучите стенды в зале №7 и найдите и запишите аббревиатуру названия этой группы. Сами участники группы в шутку называли себя «Группа инженеров, работающих даром». Также запишите, в каком городе и на какой улице работала группа и где проводились пуски ракет, созданных ее коллективом.
7. Первые пилотируемые орбитальные полеты по программам «Восток» не предусматривали снятия скафандра на протяжении всего полета продолжительностью до нескольких суток. Однако после выхода на орбиту допускалось поднятие щита остекления гермошлема и снятие гермоперчаток. В случае внезапной разгерметизации космонавт мог не успеть самостоятельно надеть перчатки и поэтому герметизация в СК-1 и 2 в области рукавов обеспечивалась надувными манжетами. Они плотно облегали запястья космонавта. Рассмотрите представленную в зале №8 модель скафандра СК-1. Запишите, что еще обеспечивало спасение космонавта в случае разгерметизации и почему скафандр СК-1 относят к вентиляционному типу.
8. Валерий Владимирович Поляков — советский и российский летчик-космонавт. Обладатель мирового рекорда самого длительного полета в космос. В экспедиции он пробыл больше года, или 437 суток. Этот полет стал самым длительным в истории освоения космоса. В.В. Поляков называл себя «Небесный скиталец», намекая на длительность своего пребывания в космосе. Почти сразу после экспедиции Полякову присвоили звание Героя Российской Федерации. В зале №8 в стеклянной витрине находятся предметы, переданные в дар музею космонавтом В.В. Поляковым с его пожеланиями и личной подписью. К какому событию приурочены эти пожелания?
9. Космонавт Сергей Крикалев совершил 6 космических полетов и 8 выходов в открытый космос, а также установил в 2005 г. мировой рекорд суммарной продолжительности пребывания в космосе, который составил более двух лет. Сколько именно в днях, часах и минутах пробыл Сергей Крикалев в космосе?
- А. 803 дня 9 часов 41 минуту;
- Б. 900 дней 5 часов 8 минут;
- В. 726 дней 7 часов 27 минут;
- Г. 380 дней 12 часов 32 минуты.
10. СССР первым в мире провел успешную стыковку кораблей «Союз-4» и «Союз-5». За триумфом советских специалистов наблюдала вся планета. Стыковка двух космических кораблей и сегодня — одна из самых сложных операций. А тогда космонавты так долго прицеливались, что корабли покинули зону видимости Центра управления полетами. Чтобы весь мир не пропустил исторический момент, командирам пришлось вручную держать «Союзы» нос к носу — на расстоянии 30 метров друг от друга — пока не вышли из радиотени над территорией Крыма. И тогда состоялась первая в мире ручная стыковка КК. Создание системы стыковки КК необходимо для построения и эксплуатации космических станций. На борту каждого космического корабля было разное количество космонавтов. Запишите их фамилии и названия кораблей, в которых они находились.
Желаем удачи!