
Музей Рерихов. Филиал Государственного музея
Востока
Москва, проспект Мира, 119, стр. 13 ВДНХ,павильон №13
Вопросы очного тура
вопросы категории 10-11 класс
Входная зона
1. В холле музея, по обе стороны от входа, находятся парные светильники XVII в., привезенные будущим императором Николаем II из его путешествия по Японии в 1891 году. Раньше светильники находились перед мавзолеем самого влиятельного в истории Японии сегуна – полководца, который стал основателем целой династии, которая правила страной почти 270 лет. О какой династии идет речь? Выберите и запишите правильный ответ.
1. В холле музея, по обе стороны от входа, находятся парные светильники XVII в., привезенные будущим императором Николаем II из его путешествия по Японии в 1891 году. Раньше светильники находились перед мавзолеем самого влиятельного в истории Японии сегуна – полководца, который стал основателем целой династии, которая правила страной почти 270 лет. О какой династии идет речь? Выберите и запишите правильный ответ.
- А) Тайра;
- Б) Токугава;
- В) Асикага;
- Г) Минамото.
Зал «Путешествие по Азии»
2. При входе в зал «Путешествие по Азии» слева представлена целая серия картин Н.К. Рериха, посвященных горам Гималаям. Н.К. Рерих написал несколько сотен гималайских этюдов, и ни одна из его работ не похожа на другую. В этюдах художника впервые в мировом искусстве создается образ Гималаев как одного из красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии, и, кроме того, это одно из самых необычных мест на нашей планете, таящее множество загадок. Найдите картины по фрагментам и соотнесите с названиями. Ответ запишите в виде пар «буква-цифра».
2. При входе в зал «Путешествие по Азии» слева представлена целая серия картин Н.К. Рериха, посвященных горам Гималаям. Н.К. Рерих написал несколько сотен гималайских этюдов, и ни одна из его работ не похожа на другую. В этюдах художника впервые в мировом искусстве создается образ Гималаев как одного из красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии, и, кроме того, это одно из самых необычных мест на нашей планете, таящее множество загадок. Найдите картины по фрагментам и соотнесите с названиями. Ответ запишите в виде пар «буква-цифра».
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
1) | 2) | 3) | 4) |
- А) Канченджанга, 1937 г.
- Б) Гималаи, 1944 г.
- В) Гималаи, 1945 г.
- Г) Туманы, 1943 г.
3. При входе в зал «Путешествие по Азии» слева представлена целая серия картин Н.К. Рериха, посвященных горам Гималаям. Художник изображает одинокие и величественные каменистые уступы, нагорья и ледники, освещенные солнцем, окутанные облаками, покрытые снегом, погруженные в синеву ночи. Одна из картин этой серии посвящена озеру в княжестве Кашмир в Гималаях. Это озеро, окруженное горами, связано со многими легендами, уходящими в глубокую древность. По преданию, в подводном мире этого озера живут полузмеи-полулюди с прекрасными лицами, храня сокровенную мудрость. Как называются эти существа, обитающие в кашмирском озере? Выберите и запишите правильный ответ.
- А) Стражи;
- Б) Медузы;
- В) Наги;
- Г) Ехидны.
4. Изучите этикетки и украшения из коллекции семьи Рерихов. Узнайте и запишите, чья кость используется для создания ритуальных предметов в тибетском буддизме.
5. Рассмотрите небольшие женские фигурки, отлитые из бронзы. Считается, что эти покровители деревни олицетворяют «Богиню-мать» и восходят к древнейшим временам (подобные женские фигурки встречаются на фигурах 3–2 тысячелетий из мест древнеиндийской цивилизации Хараппа). Поклонялись этим божествам в особых деревенских святилищах. Считалось, что они оберегают благополучие людей, животных и природы, могли предотвращать болезни. Запишите, как называются эти «народные» покровители деревни.
6. «Гомпа» в переводе с тибетского – «место для медитации».
Н.К. Рерих не раз восхищался буддийскими монастырями-гомпа в Тибете, называя их твердынями и орлиными гнездами. Этим уединенным обителям посвящена значительная часть творчества художника. Он охотно посещал монастыри, знакомился с их бытом, участвовал в праздниках и службах, водил дружбу со многими учеными ламами. Узнайте и запишите название тибетского гомпа, изображенного художником на картоне в 1937 г.
7. Этого русского святого высоко почитали в семье Рерихов, видели в нем своего Учителя и всю жизнь строили по его заветам. А образ святого всегда был особенно близок русским людям. Именно к нему обращались они в наиболее тяжелые времена. Преподобный жил в XIV веке. В то время Россия страдала от внутренних княжеских междоусобиц, натиска со стороны Литвы и бремени Золотой Орды. В 1380 году святой благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву с Мамаевой ордой. И следствием этого ободрения стала великая победа над завоевателями, а Московская Русь укрепилась и вышла на мировую арену. Найдите образок с преподобным и запишите, о каком святом идет речь.
8. В Тибете распространены предания о Владыке Гэсэр-хане и его непобедимом войске. Образ этого популярного героя в кочевой культуре Центральной Азии, который является символом отваги, доблести и защиты слабых, вдохновлял Н.К. Рериха. Найдите картину по фрагменту и запишите, какое, согласно преданию о Гэсэре, легендарное место передает композиция.
Зал Святослава Рериха
9. Образ Учителя, уходящий своими корнями в глубокую древность, почитается во всех культурах. В Древнем Китае отношения Учителя и Ученика были вторыми лишь после отношений Родителя и Ребенка. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают Учителей, помогающих людям пробиваться к духовности и Красоте. Найдите картину С.Н. Рериха «Весть», прочитайте описание к ней и узнайте, каким словом индусы называли Учителей. Выберите и запишите правильный ответ.
9. Образ Учителя, уходящий своими корнями в глубокую древность, почитается во всех культурах. В Древнем Китае отношения Учителя и Ученика были вторыми лишь после отношений Родителя и Ребенка. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают Учителей, помогающих людям пробиваться к духовности и Красоте. Найдите картину С.Н. Рериха «Весть», прочитайте описание к ней и узнайте, каким словом индусы называли Учителей. Выберите и запишите правильный ответ.
- А) Сэнсэй;
- Б) Махатма;
- В) Медресе;
- Г) Брахман.
10. В 1967 году С.Н. Рерих создал большое полотно, в котором решается проблема движения. На картине изображен величественный трансгималайский пейзаж с ледниковым озером. Минуя гранитные скалы, оставляя за собой мрак ночного горизонта, по нефритовой глади вод скользит ладья с путниками. Один из них правит веслом, женщина стоит выпрямившись и смотрит вдаль, благоговейно прижав руки к груди. Река в горах опасна, но здесь она, вырвавшись из горных теснин, несет ладью к счастью, к заветной цели. Узнайте и запишите, как назвал полотно художник.
Желаем удачи!