
Центр славянской письменности «Слово»
Проспект Мира 119, ВДНХ, павильон 58 «Земледелие»
Вопросы очного тура
вопросы категории 1-2 класс

1. Письменность пришла на Русь в 988 году вместе с христианством. Все это раскрыло для наших далеких предков абсолютно новый мир, принесло новые знания в самых разных сферах. Со стены храма на вас глядит барельеф, изображающий животное, которое не водилось на Руси. О нем наши предки узнали только благодаря появлению книг. В текстах на стене слева в справочном фрагменте №1 вы найдете информацию об этом звере. Напишите, как он называется.
Раздел «Берестяные грамоты»
2. Наши предки писали друг другу послания на бересте, так же, как и вы пишете в мессенджерах, установленных на вашем телефоне. Перед вами два экрана. На правом вы можете познакомиться с текстом разных берестяных грамот. Найдите грамоту № 202. Напишите, что неизвестный автор просит взять «на Дмитре».
2. Наши предки писали друг другу послания на бересте, так же, как и вы пишете в мессенджерах, установленных на вашем телефоне. Перед вами два экрана. На правом вы можете познакомиться с текстом разных берестяных грамот. Найдите грамоту № 202. Напишите, что неизвестный автор просит взять «на Дмитре».
Раздел «Келья писца»
3. Монастыри вплоть до появления книгопечатания были центрами создания разных текстов. Монахи-переписчики создавали уникальные образцы книжного искусства. Один из них перед вами в витрине — это «Киевская псалтырь». Как зовут царя, который изображен на развороте, вы узнаете из этикеток к витрине. Напишите его имя.
3. Монастыри вплоть до появления книгопечатания были центрами создания разных текстов. Монахи-переписчики создавали уникальные образцы книжного искусства. Один из них перед вами в витрине — это «Киевская псалтырь». Как зовут царя, который изображен на развороте, вы узнаете из этикеток к витрине. Напишите его имя.

4. Изобретение печатного станка стало событием всемирного значения. Оно позволило выпускать книги в гораздо большем количестве и сделало их доступными для огромного числа людей. Соответственно, стало расти количество грамотных людей, появились первые азбуки. Вы видите в витрине первую русскую — «Острожскую азбуку».
В пояснительной надписи под ней прочитайте, какая фраза написана на ее развороте. Вставьте пропущенные слова.
«Азъ есмь________миру________»
Раздел «Книгопечатание»
5. Найдите в соседней витрине «Слободскую псалтырь». Прочитайте аннотацию к этому экспонату и запишите, какое прозвище было у человека, напечатавшего эту книгу.
5. Найдите в соседней витрине «Слободскую псалтырь». Прочитайте аннотацию к этому экспонату и запишите, какое прозвище было у человека, напечатавшего эту книгу.
Раздел «Школьный класс»
6. В этом классе над старинными партами висят доски, на которых можно увидеть образцы почерка, которым писали в разные эпохи. Найдите доску № 4 и запишите, что призывают ценить рабочих и работниц.
6. В этом классе над старинными партами висят доски, на которых можно увидеть образцы почерка, которым писали в разные эпохи. Найдите доску № 4 и запишите, что призывают ценить рабочих и работниц.
Зал №1, «Линия времени»
7. На противоположной от Школьного класса стене нарисована линия времени. Она состоит из трех полос: верхняя — даты из истории России, средняя — из истории развития языка, и нижняя — из мировой истории. Найдите на средней линии 893 год. С этой датой связано важное событие для истории славянского языка. Напишите название страны, в которой оно произошло.
7. На противоположной от Школьного класса стене нарисована линия времени. Она состоит из трех полос: верхняя — даты из истории России, средняя — из истории развития языка, и нижняя — из мировой истории. Найдите на средней линии 893 год. С этой датой связано важное событие для истории славянского языка. Напишите название страны, в которой оно произошло.
Зал №2, Раздел «Древо алфавитов»
8. Теперь вы оказались во втором зале. Глаголица и кириллица, два славянских алфавита, использовались для создания письменности у самых разных народов. Каждый из таких национальных алфавитов символизирует отдельный листочек на одном из двух деревьев. На древе глаголицы их всего два. Напишите, какие алфавиты на них указаны.
8. Теперь вы оказались во втором зале. Глаголица и кириллица, два славянских алфавита, использовались для создания письменности у самых разных народов. Каждый из таких национальных алфавитов символизирует отдельный листочек на одном из двух деревьев. На древе глаголицы их всего два. Напишите, какие алфавиты на них указаны.
Зал №2, «Линия времени»
9. Во втором зале на стене тоже есть линия времени. Отправляйтесь к самому ее началу. На стене вы увидите изображение животного, с которого начинается развитие письменности. Рядом есть надпись — слова доисторического охотника, которые он вполне мог произнести:
«Я сразил большого _________, теперь я взрослый воин». Впишите пропущенное название этого животного.
9. Во втором зале на стене тоже есть линия времени. Отправляйтесь к самому ее началу. На стене вы увидите изображение животного, с которого начинается развитие письменности. Рядом есть надпись — слова доисторического охотника, которые он вполне мог произнести:
«Я сразил большого _________, теперь я взрослый воин». Впишите пропущенное название этого животного.
Зал №2, Раздел «Бесписьменная культура»
10. Как раз рядом с собой вы увидите шесть войлочных шатров, размещенных в разделе «Бесписьменная культура». В каждом шатре звучат разные виды фольклора. Вы, наверняка, знакомы с былинами. Их персонажи, богатыри, стали героями популярных мультфильмов. Найдите шатер с былинами и послушайте, как они звучат. Прочитайте на стене раздела, какой реальный исторический деятель стал их героем. Напишите его имя.
10. Как раз рядом с собой вы увидите шесть войлочных шатров, размещенных в разделе «Бесписьменная культура». В каждом шатре звучат разные виды фольклора. Вы, наверняка, знакомы с былинами. Их персонажи, богатыри, стали героями популярных мультфильмов. Найдите шатер с былинами и послушайте, как они звучат. Прочитайте на стене раздела, какой реальный исторический деятель стал их героем. Напишите его имя.
Желаем удачи!